Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
при участии посредством ВКС: представителя ООО "Центр управления медицинскими отходами" - Двойничникова Ю.А., представителя Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края - Бобровой А.Д. (на основании доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Центр управления медицинскими отходами" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Городская клиническая больница им. М.А. Тверье" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению бельевого режима, с предоставлением белья с радиометками во временное пользование, с ведением учета автоматизированной электронной системе контроля и учета белья в ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" (изв.N 0156200009922000291),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, выразившиеся в следующем:
1) п. 6.2 Технического задания ограничивает потенциальное количество участников закупки и является преференцией по отношению к исполнителю, который уже работает с Заказчиком;
2) Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлен ненадлежащий ГОСТ 31307-2005, поскольку нужно применять ГОСТ 31307-2005. Белье постельное, ГОСТ EN 13795-1-2011 (хирургическое белье);
3) Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлен ненадлежащим образом расширенные диапазон радиочастот.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009922000291 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на оказание услуг по обеспечению бельевого режима, с предоставлением белья с радиометками во временное пользование, с ведением учета автоматизированной электронной системе контроля и учета белья в ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.04.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 25 740 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 08.06.2022 г.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснили, что обжалуемая в п. 6.2 Технического задания формулировка не предоставляет преференции для исполнителя, оказывающего аналогичные услуги в рамках иных контрактов для Заказчика. Данный пункт Технического задания расширенному толкованию не подлежит. Предполагается, что в процессе исполнения контракта, заключенного в результате проведения Аукциона, исполнитель может предоставлять как новое белье, так и ранее сданное ему в стирку грязное белье, то есть белье ранее предоставленное в пользование этому заказчику в пределах срока его эксплуатации. Законодательный запрет на совершение указанных действий отсутствует. Вместе с тем, абсолютно логично, что в первую партию белья исполнитель по контракту не сможет воспользоваться альтернативной возможностью предоставления в пользование Заказчику ранее сданного им белья, так как Заказчиком белье в стирку еще не будет отдано. Также представитель Уполномоченного органа обратил внимание на то, что требования Проекта контракта и Технического задания по рассматриваемой закупке также не содержат ссылок на возможность предоставления белья Заказчику, приобретенного исполнителем по ранее заключенным контрактам. Заказчиком приобретается единый, неразрывный связанный между собой комплекс услуг по обеспечению бельевого режима - стирка, сушка, глажение белья, передача белья во временное пользование. Цель закупки состоит в том, что медицинское учреждение не тратит бюджетные средства на покупку мягкого инвентаря, а пользуется чистым бельем, предоставляемым исполнителем в процессе исполнения контракта. За надлежащим образом оказанные услуги исполнителем Заказчик производит их оплату, то есть услуги по обеспечению бельевого режима являются возмездными. Стоит также отметить, что на возмездность закупаемой услуги указывает обоснование начальной (максимальной) цены контракта, являющееся приложением к извещению о проведении Закупки.
Относительно включения ссылки на ГОСТ 29298-2005 в приложение 3 к Техническому заданию в графу "Требование к качеству белья" представитель Уполномоченного органа пояснил следующее. ГОСТ 29298-2005 устанавливает общие требования к составу ткани, к тону окраски и степени устойчивости окраски ткани, а также требования к разрывной нагрузке и стойкости к истиранию готовых тканей. Кроме того, в п. 3.1 Технического задания указано, что Исполнитель оказывает услуги в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, санитарно-эпидемиологическими требованиями, противопожарными нормами и правилами, иными нормативно-правовыми актами, то есть в соответствии с нормативными актами, в том числе не поименованными напрямую в приложениях к извещению о Закупке. Установления требования о соответствии предоставляемого исполнителем белья требованиям ГОСТ 29298-2005 соответствует потребности Заказчика и не является нарушением действующего законодательств, в том числе законодательства о закупках.
В части довода Заявителя о необоснованном расширении диапазона радиочастот представитель Уполномоченного органа пояснил, что Заказчиком на стадии подготовки документации изучался рынок радиооборудования, отвечающего его потребности. На рынке представлены предложения радиочипов и антенны (аппаратной части) с диапазона радиочастоты от 865 децибелов и выше. В связи с чем, Заказчиком в Техническом задании установлен диапазон 865-868 децибелов для того, чтобы обеспечить максимальное участие в данной закупке хозяйствующих субъектов, специализирующихся в соответствующей сфере. Кроме того, Заказчиком в приложении N1 к Техническому заданию указано, что радиочип должен работать на частотах, согласно решению государственной комиссии по радиочастотам - ГКРЧ. Таким образом, подавая заявку, участник подтверждает, что радиочип работает на любой частоте, соответствующей решению ГКРЧ частоте, в рамках установленного Заказчиком диапазона. Радиочипы и антенны (аппаратная часть), предложенные участниками закупки с характеристиками частоты, которые хоть в какой-то части входят в диапазон 865 - 868 децибелов будут соответствовать требованиям Технического задания, при этом верхние и нижние границы предлагаемого участниками радиооборудования не имеют значения для Заказчика.
Аналогичные доводы указаны в пояснениях Заказчика.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно извещению о проведении закупки описание объекта закупки указано в приложении "Техническое задание".
В соответствии с п. 6.2 Технического задания Исполнитель предоставляет во временное пользование новое белье, либо ранее предоставляемое в пользование этому Заказчику. В течение времени действия контракта переданное белье не подлежит передаче другим клиентам Исполнителя. Предоставляемое во временное пользование белье должно быть чистым, без повреждений, без следов ремонта.
Также согласно приложению N 3 к Техническому заданию качество поставляемого белья должно соответствовать ГОСТ 29298-2005 "Международный стандарт. Ткани хлопчатобумажные и смешанные бытовые. Общие технические условия".
Исходя из анализа положений извещения о проведении закупки и приложений к нему Комиссия отмечает, что требование п. 6.2 Технического задания не ограничивает и не создает преференций к исполнителям, ранее работавшими с Заказчиком. Установленное требование регламентирует порядок предоставления белья в рамках оказания услуг по данному контракту путем передачи Заказчику нового белья или ранее переданного Заказчиком белья подвергнутого отчистки исполнителем по контракту. Кроме того, из положений проекта контракта и Технического задания не следует, что предоставляемое белье может быть бельем, используемым ранее в ходе оказания услуг по ранее заключенным Заказчиком контрактам.
Относительно требования к качеству белья по ГОСТ 29298-2005 Комиссия отмечает, что исходя из положений извещения о проведении закупки, пояснений Уполномоченного органа, поскольку на момент формирования аукционной документации ГОСТ 29298-2005 является действующим, Закона о закупках не имеется. Также Комиссия обращает внимание, что согласно п. 3.1 Технического задания исполнитель должен оказывать услуги в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, санитарно-эпидемиологическими требованиями, противопожарными нормами и правилами, иными нормативно - правовыми акта. Таким образом, на момент оказания услуг по контракту исполнителю надлежит оказывать услуги и в соответствии с ГОСТ 31307-2005.
Также Комиссия отмечает, что проектом контракта предусмотрена возможность заключения между сторонами дополнительного соглашения к контракту. При этом изменение технического регламента, в соответствии с которым должны оказываться услуги, не является существенным условием контракта.
На основании указанного выше, доводы Заявителя признается необоснованным.
Относительно довода об установлении ненадлежащим образом расширенных диапазонов радиочастот Комиссия отмечает следующее.
Согласно приложению N 1 к Техническому заданию Исполнитель должен вести автоматизированную электронную систему контроля и учета предоставляемого во временное пользование белья с применением программно-аппаратного комплекса, включающего в себя следующие компоненты со следующими показателями:
Радиочип: |
|
Радиочип должен работать на частотах, согласно решения государственной комиссии по радиочастотам |
865-868 Мгц |
Аппаратная часть: |
|
Считывание специализированных радиометок на частотах |
865-868 Мгц |
В целях всестороннего и объективного рассмотрения довода жалобы в адрес Филиала ФГУП "Главный радиочастотный центр" в Приволжском федеральном округе был сделан запрос (исх. N 006894-22 от 09.06.2022 г.).
Согласно поступившему ответу Филиала ФГУП "Главный радиочастотный центр" в Приволжском федеральном округе (исх.N 75976 от 14.06.2022 г.) оборудование, указанное в техническом задании, относится к устройствам радиочастотной идентификации, представляющим собой устройства малого радиуса действия, предназначенные для передачи данных в соответствующие "метки" и получение данных вручную или машинным способом. Использование радиочастотного спектра такими устройствами осуществляется согласно приложению N 9 к решению ГРКЧ от 07.05.2007 г. N 07-20-03-001 (в ред. решения ГКРЧ от 16.06.2021 г. N 21-58-05). Указанным решением ГКРЧ в настоящее время устройства радиочастотной идентификации в диапазоне 800 МГц предусмотрено использование (на различных условиях) полос радиочастот 866,6-867,4 МГц, 866-868 МГц и 866,0-867,6 МГц. Использование полос радиочастот 865-866 МГц для устройств радиочастотной идентификации решением ГРКЧ от 07.05.2007 г. N 07-20-03-001 в настоящее время не предусмотрено.
Таким образом, исходя из информации, указанной в ответе на запрос, Комиссия приходит к выводу, что установленный в приложении N 1 к Техническому заданию диапазон радиочастот 865-868 МГц, включает в себя диапазон 865-866 МГц работа которого для требуемых устройств не предусмотрена.
На основании указанного, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Центр управления медицинскими отходами" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению бельевого режима, с предоставлением белья с радиометками во временное пользование, с ведением учета автоматизированной электронной системе контроля и учета белья в ГБУЗ ПК "ГКБ им. М.А. Тверье" (изв.N 0156200009922000291) обоснованной в части третьего довода.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 июня 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2022