Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ЭКОМЕДСИ",
У С Т А Н О В И Л А:
07.06.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "ЭКОМЕДСИ" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Нолинская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку компьютерного томографа (извещение 0340200003322005936).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при формировании извещения о проведении закупки, поскольку Заказчик необоснованно проводит закупку по коду ОКПД2 26.60.11.111 Томографы компьютерные, не используя позиции КТРУ, соответствующие объекту закупки (например, 26.60.11.119-00000021). Кроме того, Заказчик установил дополнительные характеристики, отсутствующие в позиции КТРУ, в нарушение законодательства о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы назначено на 10.06.2022 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом. Заявитель, извещенный надлежащим образом, явку представителя не обеспечил, дополнений не направил. Заказчик и Уполномоченное учреждение направили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей.
Возражая против заявленного довода, Заказчик направил пояснения, в которых указал, что код КТРУ, на который ссылается заявитель - 26.60.11.119-00000021, не может быть применен к оборудованию, закупаемому в рамках электронного аукциона N 0340200003322005936, в связи с его несоответствием потребности Заказчика. Указал, что Заказчик вправе устанавливать требования к товарам, которые ему необходимы для качественного оказания медицинской помощи населению. В случае осуществления закупки товара, в отношении которого в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, что и было сделано Заказчиком. Характеристики, указанные в Техническом задании, установлены в соответствии с ГОСТом Р 55771-2013. Считает жалобу необоснованной.
Уполномоченное учреждение направило пояснения, в которых указывает, что в соответствии с п. 2.6 и 2.7 Порядка взаимодействия заказчиком Кировской области с КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" проект контракта и техническое задание утверждаются заказчиком.
Представитель ООО "НТЦ СИНЕРГИЯ" - победитель электронного аукциона, пояснил, что с доводами Заявителя не согласен, поддерживает позицию Заказчика. Указал, что ООО "НТЦ СИНЕРГИЯ" является активным участником закупок, и, применяя имеющиеся позиции КТРУ, Заказчики не смогут получить необходимое оборудование. Кроме того, в соответствии с Техническим заданием Заказчика, ему подходит оборудование минимум двух производителей, что подтверждается представленной в материалы дела сравнительной таблицей.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения победителя электронного аукциона, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
26.05.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322005936 о проведении электронного аукциона на поставку компьютерного томографа. Начальная (максимальная) цена контракта - 28 000 000,00 руб.; окончание срока подачи заявок - 07.06.2022 г.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуется томограф компьютерный, 1 штука, код ОКПД2 - 26.60.11.111.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Во исполнение данной нормы принято Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Код ОКПД2 - 26.60.11.111 включен в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019.
В соответствии с п. 6 Дополнительной информации к извещению об осуществлении закупки установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019).
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.п. а) п. 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, в том числе в случае осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно п. 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, Каталог товаров, работ, услуг содержит 40 записей в отношении "томограф компьютерный".
Заказчик письменно пояснил, что использование имеющихся кодов в КТРУ невозможно, ввиду несоответствия имеющегося в каталоге описания, необходимым Заказчику характеристикам, которые позволяют обеспечить соответствие закупаемого оборудования потребностям Заказчика.
Вместе с тем, Заявитель, извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, явку представителя не обеспечил, дополнений не представил. При этом Заявителем не доказано отсутствие у Заказчика соответствующей потребности.
Соответственно, заказчик при осуществлении закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе с указанием кода такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, при описании объекта закупки использован национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55771-2013 "Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок", содержащий основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок рентгеновских компьютерных томографов, предназначенных для получения послойных изображений и 3D изображений (РКТ).
Согласно ГОСТ Р 55771-2013 Заказчик вправе включать в техническое задание дополнительные требования, обоснованные заказчиком с позиций проведения необходимых исследований в соответствии с профилем лечебного учреждения.
Техническое задание электронного аукциона N 0340200003322005936 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, не противоречат характеристикам ГОСТ, позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Исходя из того, что в каталоге товаров, работ, услуг отсутствует код КТРУ, который соответствовал бы потребности заказчика, а ограничения Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 распространяются исключительно на те характеристики оборудования, которые установлены в соответствии с позицией КТРУ, описание объекта закупки, в том числе включение дополнительных характеристик, осуществляется заказчиком на основании ст. 33 Закона о контрактной системе и не противоречит требованиям действующего законодательства.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "ЭКОМЕДСИ" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Нолинская центральная районная больница" при проведении электронного аукциона на поставку компьютерного томографа (извещение 0340200003322005936).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 10 июня 2022 г. N 043/06/106-509/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2022