Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок,
членов Комиссии:
Бедаревой О.Е. - главного специалиста - эксперта отдела контроля органов власти,
Соколовой Е.С. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заказчика - Новосиликатного территориального управления администрации Индустриального района города Барнаула - Цукановой Галины Сергеевны;
от уполномоченного органа - комитета муниципального заказа города Барнаула - не явились, извещены,
от ООО "Развитие" - Зырянова Валерия Геннадьевича (директор общества),
рассмотрев обращение Заказчика - Новосиликатного территориального управления администрации Индустриального района города Барнаула о включении сведений об ООО "Развитие" в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0317300301922000610 "Выполнение работ по покосу травы" согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Заказчика - Новосиликатного территориального управления администрации Индустриального района города Барнаула о включении сведений об ООО "Развитие" в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0317300301922000610 "Выполнение работ по покосу травы".
Представитель заказчика пояснила, что заказчиком в адрес ООО "Развитие" был направлен проект контракта для подписания. Однако, со стороны общества контракт подписан не был. При этом, представитель заказчика на включении в реестр не настаивает, поскольку заказчик неоднократно заключал контракты с обществом на представление работ по покосу травы.
Представитель общества пояснил, что на момент подписания контракта ООО "Развитие" было исключено из ЕГРЮЛ, а все счета компании были заблокированы, в связи с чем у общества отсутствовала возможность внести сумму для обеспечения исполнения контракта.
Заслушав пояснения представителей, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
12.05.2022 г. на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона от 12.05.2022 N 0317300301922000610.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.05.2022 г. на участие в закупке была подана одна заявка, которая была признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
Контракт в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ заключается с участником закупки идентификационный N 111890531 (ООО "Развитие").
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи: заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона
Согласно сведениям, полученным из ЕИС, проект контракта был направлен Участнику закупки на подпись 24.05.2022 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: 1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки: а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей; б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта); 2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев: а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки; б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи; 3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
01.06.2022 от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 24.05.2022 г.
Согласно ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
03.06.2022 г. заказчик разместил в ЕИС протокол о признании победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта в связи с не подписанием проекта контракта в регламентированный срок.
Поскольку в регламентированный срок проект контракта не был подписан участником закупки и не внесено обеспечение исполнения контракта, он считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
При рассмотрении обращения было установлено, что на момент подписания проекта контракта обществу стало известно о том, что с 27.05.2022 г. МИНФНС N 16 по Алтайскому краю исключило ООО "Развитие" из ЕГРЮЛ, в связи с чем, все счета компании были заморожены. Указанная информация обществом была обнаружена при входе на официальный сайт с целью подписания проекта контракта. В подтверждение вышеуказанных обстоятельств, обществом было приложено письмо в адрес МИФНС N 16 по Алтайскому краю (возражения на действия об исключении, расписка в получении документов).
Таким образом, в рассматриваемом случае не подписание проекта контракта, невнесение обеспечения исполнения контракта было следствием действий третьих лиц и от действий общества не зависело.
В соответствии с п. 3 ст. 403 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия считает, что действия третьих лиц МИФНС N 16 по Алтайскому краю по исключению общества из ЕГРЮЛ как непредотвратимое и не зависящее от общества обстоятельство.
Учитывая вышеизложенное, отсутствуют доказательства недобросовестного поведения Участника закупки.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не выявлены;
2. не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "РАЗВИТИЕ" его директоре (учредителе).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.Е. Бедарева |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 9 июня 2022 г. N РНП-22-143/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2022