Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Бедаревой О.Е. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Соколовой Е.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
с участием представителей:
от заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Автодорстрой" г. Барнаула - Данилкина Евгения Альбертовича, Мезенцевой Евгении Владимировны, Пашковой Елены Владимировны;
от ООО "ПКФ "Автотехмаш" - представитель не явился, к видеоконференцсвязи не подключился,
рассмотрев обращение заказчика Муниципального бюджетного учреждения "Автодорстрой" г. Барнаула о включении сведений об ООО "ПКФ "Автотехмаш" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N К.2021.1391 от 19.10.2021 г. на поставку средств транспортных для коммунального хозяйства и содержания дорог для целей приобретения основных средств и (или) материальных запасов для осуществления предусмотренных учредительными документами видов деятельности, заключенного по итогам закупки N 0317300301921001391 согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - Муниципального бюджетного учреждения "Автодорстрой" г. Барнаула о включении сведений об ООО "ПКФ "Автотехмаш" в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N К.2021.1391 от 19.10.2021 г. на поставку средств транспортных для коммунального хозяйства и содержания дорог для целей приобретения основных средств и (или) материальных запасов для осуществления предусмотренных учредительными документами видов деятельности, заключенного по итогам закупки N 0317300301921001391.
Представители заказчика пояснили, что 19.10.2021 г. между заказчиком и поставщиком заключен государственный контракт N К.2021.1391 на поставку средств транспортных для коммунального хозяйства и содержания дорог для целей приобретения основных средств и (или) материальных запасов для осуществления предусмотренных учредительными документами видов деятельности. Согласно п. 3.1 контракта поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 656002, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Линейная, 20 (далее - "место поставки"), в срок 35 календарных дней со дня заключения Контракта. Однако в сроки, предусмотренные контрактом товар поставлен не был. Кроме того, в адрес заказчика (за пределами предусмотренного контрактом срока) был поставлен товар, не соответствующий условиям контракта. Между заказчиком и поставщиком неоднократно согласовывались сроки поставки соответствующего товара. При этом, поставщиком обязательства по контракту на момент принятия решения об одностороннем отказе так и не исполнены. Учитывая изложенное, 19.05.2022 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, которое в это же день размещено в ЕИС и направлено 20.05.2022 г. в адрес поставщика почтой России. Поскольку решение заказчика вступило в силу и контракт считается расторгнутым, Заказчик просит включить сведения об ООО "ПКФ "Автотехмаш" в реестр недобросовестных поставщиков.
Заслушав пояснения представителей, изучив представленные документы, Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам.
19.10.2021 г. по итогам электронного аукциона N 0317300301921001391 заказчиком был заключен контракт с ООО "ПКФ "Автотехмаш" на поставку средств транспортных для коммунального хозяйства и содержания дорог для целей приобретения основных средств и (или) материальных запасов для осуществления предусмотренных учредительными документами видов деятельности.
Согласно п. 3.1 контракта поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 656002, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Линейная, 20 (далее - "место поставки"), в срок 35 календарных дней со дня заключения Контракта.
При этом, товар в адрес заказчика в срок (п. 3.1 контракта) поставлен не был.
29.11.2021 в адрес поставщика направлена досудебная претензия и указано на необходимость поставки товара в трехдневный срок.
30.11.2021 поставщиком в адрес заказчика направлено письмо об информировании заказчика о принятых мерах для исполнения обязательств по контракту со стороны поставщика.
21.12.2021 г. поставщиком в адрес заказчика направлено письмо о согласовании поставки товара с улучшенными техническими характеристиками путем заключения дополнительного соглашения между сторонами.
24.12.2021 г. заказчик ответил отказом на предложение поставщика о заключении дополнительного соглашения и требовал исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта.
28.12.2021 г. актом приемки поставленного товара было зафиксировано несоответствие контракту показателя одной из характеристик, в связи с чем товар не был принят.
17.01.2022 г. поставщик обратился к заказчику с просьбой принять товар, поскольку изготовитель товара не планирует изготовление товара с требуемыми заказчику характеристиками и сообщил, что готов поставить товар с расширенной гарантией.
27.01.2022 г. уведомлением заказчик сообщил, что отказывается принимать товар, не соответствующий контракту, и потребовал предоставить товар до 31.01.2022 г.
09.02.2022 г. поставщиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.02.2022 г. заказчик направил возражение на решение поставщика и требовал осуществить поставку товара.
17.02.2022 г. поставщиком в адрес заказчика направлено письмо о согласовании срока поставки товара до 01.07.2022 г.
18.02.2022 г. срок поставки товара до 01.07.2022 г. согласован заказчиком (письмо N 01-12/140 от 18.02.2022 г.)
18.04.2022 г. заказчиком в адрес поставщика направлено письмо об уточнении намерения исполнения контракта.
Письмами от 18.04.2022 г., от 25.04.2022 г. поставщик обращался в адрес заказчика о возможном согласовании изменений условий контракта.
В письме от 05.05.2022 г. заказчик отказался от изменений условий контракта и требовал исполнить обязательства в соответствии с условиями заключенного контракта в согласованный срок до 01.07.2022 г.
В письме от 12.05.2022 г. поставщик повторно предложил заказчику заключить дополнительное соглашение на поставку товара с улучшенными характеристиками.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 523 Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии п. 11.2 контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
19.05.2022 г. заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 2 ст. 523 ГК РФ, п. 11.2 контракта в связи с тем, что поставщик неоднократно нарушает сроки поставки.
Данное решение направлено поставщику, а также 19.05.2022 г. решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе.
При рассмотрении обращения заказчика было установлено, что между сторонами было согласовано условие о сроке поставки товара до 01.07.2022 г. (письмо поставщика исх. N 034-02 от 17.02.2022 г., письмо заказчика исх. N 01-12/140 от 18.02.2022 г.).
При этом, решение об одностороннем отказе было принято заказчиком 19.05.2022 г., то есть до 01.07.2022 г. согласованного между сторонами срока поставки товара. Кроме того, основанием для принятия одностороннего отказа от исполнения контракта явилось неоднократное нарушение срока поставки товара.
В рассматриваемом случае, нарушение срока поставки товара согласованное между сторонами до 01.07.2022 г. не наступило. Учитывая вышеизложенное, решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, в связи с неоднократным нарушением срока при наличии согласованного между сторонами срока поставки, который ещё не наступил носит преждевременный характер и лишает возможности поставщика исполнить обязательства в согласованный между сторонами срок.
При рассмотрении обращения представители заказчика указывали, что письмами от 18.04.2022 г., от 25.04.2022 г., от 12.05.2022 г. поставщик отказался от исполнения контракта. Однако, из содержания вышеуказанных писем следует, что поставщиком лишь предложено заключить дополнительное соглашение и при невозможности заключения дополнительного соглашения предложено расторгнуть государственный контракт.
Кроме того, общество в письмах адресованных заказчику указывало на то, что ввиду введения ограничительных противоэпидемических мер и острых экономических санкций против Российской Федерации, со стороны ряда зарубежных стран ПАО "КАМАЗ" приостановила отгрузку ряда моделей автомобильной техники потребителям, в том числе автомобили-самосвалы КАМАЗ-65115, в связи с чем резко возросла стоимость техники.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения закупки от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Рассмотрев представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения представителей Заказчика, учитывая, что преждевременное принятие решения об одностороннем отказе, лишает возможности поставщика исполнить обязательства в согласованный между сторонами срок, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не выявлены;
2. не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "ПКФ "Автотехмаш" его директоре (учредителе).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.Е. Бедарева |
|
_____________________________ |
Е.С. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 14 июня 2022 г. N РНП-22-144/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2022