В соответствии с приказами Омского УФАС России от 31.05.2022 N 106, от 07.06.2022 N 110 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при проведении внеплановой проверки (без заседания комиссии) обоснованности выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по договору N РМТ-515 от 25.05.2022, заключенному Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - заказчик, Территориальное управление Росимущества в Омской области) в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании части 1 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Параграфом 6 главы 3 Федерального закона о контрактной системе регламентировано осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
26.05.2022 в адрес Омского УФАС России поступило уведомление о заключении договора N РМТ-515 от 25.05.2022 с единственным исполнителем - Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области" оказание услуг в области метрологии, а именно: осуществление поверки (колибровки) средств измерений.
Согласно информации из открытых интернет источников https://www.ktopoverit.ru/poverka/reestr_akkreditovannykh_na_poverku_orga nizaciy/55/omskaya_oblast на территории Омской области имеется как минимум 38 организаций, аккредитованных на поверку средств измерений.
В своих пояснениях (вх. N 5644 от 06.06.2022) заказчик указывает, что Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области" является единственным государственным учреждением в Омской области, имеющим лицензию на право оказания услуг по поверке измерительных приборов.
При этом заказчиком в материалы дела не представлены документальные доказательства того, что работы (услуги) по осуществлению проверки (калибровки) средств измерений могут быть выполнены или оказаны только Федеральным бюджетным учреждением "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Омской области" в соответствии с его полномочиями, установленными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Наличие у учреждения соответствующего опыта и лицензий не наделяют заказчика правом заключения с указанной организацией контракта неконкурентным способом - путем осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по приведенному основанию. Данные обстоятельства имели бы значение при проведении заказчиком конкурентной процедуры.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение части 2 статьи 8, пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе в части неправомерного выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) у единственного исполнителя.
Комиссия также отмечает, что в соответствии с соглашением от 01.06.2022 договор N РМТ-515 от 25.05.2022 был расторгнут.
Руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области нарушение части 2 статьи 8, пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе в части выбора неправомерного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с заключением контракта N РМТ-515 от 25.05.2022.
2. По выявленным нарушениям законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы закупки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 июня 2022 г. N 03-08/33-2022 (ключевые темы: контрактная система в сфере закупок - закупка у единственного поставщика - контроль в сфере закупок - конкуренция - обеспечение единства измерений)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2022