Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕШЕНИЕМ НА ВЫСОТЕ" (далее - заявитель, общество, ООО "РЕШЕНИЕ НА ВЫСОТЕ") на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская поликлиника N 5" (далее - заказчик, учреждение) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка очистителя воздуха фильтрующего высокоэффективного, передвижного II (Реестровый номер 2022.040889)" (извещение N 0352300021022000048) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заявителя - "_", генерального директора;
заказчика - "_" (доверенность N УФАС/2022 от 09.06.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5688э от 08.06.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Комиссия отмечает, что жалоба заявителя фактически была подана (зарегистрирована в ЕИС) 07.06.2022 в 19:27 час.
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 02.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352300021022000048 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 212 515,14 руб.
08.06.2022 заказчиком принято решение об отмене электронного аукциона.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, установлено следующее.
В жалобе дословно указано: "При описании объекта закупки поставка медицинского оборудования (очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный), Заказчик установил характеристики товара таким образом, что в совокупности всех установленных характеристик поставка товара ограничена одним производителем - Амбилайф".
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 36 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы.
При проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. При проведении закрытых электронных процедур такое извещение не размещается на официальном сайте;
2) оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пунктом 1 настоящей части в единой информационной системе извещения об отмене закупки возвращают участникам закупки поданные ими заявки на участие в закупке и направляют таким участникам уведомление о размещении в единой информационной системе извещения об отмене закупки.
В извещении об осуществлении закупки были установлены дата и время окончания срока подачи заявок - 10.06.2022 в 08:00 час.
Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.04.2022 N ИО1 было размещено 08.06.2022 15:22 час. (МСК+3)
Таким образом, заказчиком спорная закупка была отменена с соблюдением регламентированного срока.
В этой связи Комиссия отмечает следующее.
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
По мнению Комиссии, в связи с тем, что закупка была отменена по инициативе заказчика, права и законные интересы заявителя в данном случае не нарушены (данный вывод соответствует судебной практике по делу N А46-501/2020).
Учитывая изложенное, доводы жалобы признаны Комиссией необоснованными.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе).
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Толкование приведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Вместе с тем включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки (документации о закупке).
В рассматриваемом случае Комиссией установлено и фактически заказчиком не оспаривается, что описание объекта закупки сформировано под товар конкретного производителя ("Установка для обеззараживания и очистки воздуха фотокаталитическая "Амбилайф" по ТУ 32.50.50-001-63489137-2018 "Амбилайф" Т, в варианте исполнения: Модель Т 100", производства ООО "НМФ Амбилайф", регистрационное удостоверение от 23.11.2020 N РЗН 2020/11080).
Материалами дела подтверждено, что потребность заказчика заключается в поставке передвижного рециркулятора бактерицидного без использования ультрафиолетовых ламп (установка для обеззараживания и очистки воздуха фотокаталитическая).
Указанной характеристике товара соответствует также "Обеззараживатель-очиститель воздуха "Тион А" ("Tion A") по ТУ 9451-001-41364524-2014" (регистрационное удостоверение от 30.01.2017 N РЗН 2016/4298, производитель ООО "Аэросервис"). Данное обстоятельство подтверждается и сами заказчиком в представленных пояснениях (исх. N 475 от 10.06.2022).
Довод заказчика о том, что товар "Обеззараживатель-очиститель воздуха "Тион А" ("Tion A") по ТУ 9451-001-41364524-2014" значительно дороже, что приведет к невозможности закупки необходимого количества товара в рамках выделенной субсидии, Комиссией отклоняется как основывающийся на предположениях и неверном подходе к описанию объекта закупки и последующему обоснованию начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, Комиссия считает, что при подготовке к осуществлению закупки заказчиком надлежащим образом не был изучен рынок рециркуляторов (в том числе иностранного производства), достоверно не установлено наличие как минимум двух производителей, товар которых соответствует совокупности установленных требований, что свидетельствует о закупке товара конкретного производителя в отсутствие специфики использования такого товара.
Комиссия также отмечает, что заказчиком неверно установлены габаритные размеры передвижной опоры рециркулятора, кроме того, код вида медицинского изделия не относится к описанию объекта закупки в понимании статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, так как не является функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой объекта закупки.
В связи с указанным, в действиях заказчика установлены нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕШЕНИЕМ НА ВЫСОТЕ" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская поликлиника N 5" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка очистителя воздуха фильтрующего высокоэффективного, передвижного II (Реестровый номер 2022.040889)" (извещение N 0352300021022000048).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская поликлиника N 5" нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с отменой закупки.
3. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 16 июня 2022 г. N 055/06/33-504/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2022