Резолютивная часть решения оглашена 14 июня 2022 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N 115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: врио заместителя руководителя - <_>., специалиста-эксперта отдела контроля закупок - <_>, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок - <_>, при участии представителя Государственного казённого учреждения Рязанской области "Дирекция дорог Рязанской области" - <..>(доверенность NД-4 от 10.01.2022), представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" - <_> (доверенность N1 от 10.01.2022), в отсутствие представителей ООО "Глосна", уведомленных надлежащим образом, в отсутствие представителей ООО ЭТП Газпромбанк, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО Глосна б/н б/д (вх. N 3052 от 07.06.2022) на действия Заказчика (Государственное казённое учреждение Рязанской области "Дирекция дорог Рязанской области") при проведении электронного аукциона на выполнение работ по контракту жизненного цикла, предусматривающего подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение подрядных работ и последующее содержание объектов в населенных пунктах Прудские Выселки, Заречье 2, Прудская, Заречье 1, Рожок, Стафурлово, Зименки, Хирино, Шахманово, Успенское, Большое Подовечье, Чернавские Выселки, Бугровка, Липяги, Чернава, Арцыбашевской Шахты-3, Унгор, Воропаевка, Летники, Береговое, Голенищево, Шеметово, Ермишь на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения в Рязанском, Михайловском, Скопинском, Милославском, Путятинском, Чучковском и Ермишинском районах Рязанской области (извещение N 0859200001122006497 от 30.05.2022) и проведя внеплановую проверку,
установила:
Государственным казённым учреждением Рязанской области "Дирекция дорог Рязанской области" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по контракту жизненного цикла, предусматривающего подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение подрядных работ и последующее содержание объектов в населенных пунктах Прудские Выселки, Заречье 2, Прудская, Заречье 1, Рожок, Стафурлово, Зименки, Хирино, Шахманово, Успенское, Большое Подовечье, Чернавские Выселки, Бугровка, Липяги, Чернава, Арцыбашевской Шахты-3, Унгор, Воропаевка, Летники, Береговое, Голенищево, Шеметово, Ермишь на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения в Рязанском, Михайловском, Скопинском, Милославском, Путятинском, Чучковском и Ермишинском районах Рязанской области (далее - электронный аукцон).
30 мая 2022 года извещение о проведении запроса котировок размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 132 203 551,00 рублей.
По мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1. Заказчик не раскрывает, какие виды работ необходимы к выполнению и в какие сроки, и, включая данный пункт, фактически прямо предусматривает изменение объёмов между этапа производства работ, что также указывает на отсутствие полной и достоверной информации о сроках и объёмах выполнения работ.
2. Заказчик фактически допускает возврат обеспечения гарантии с момента выполнения подрядчиком работ. Фактически заказчик, устанавливая требования таким образом, необоснованно увеличивает размер обеспечения исполнения самого контракта.
3. Заказчик, устанавливая требования о применении программных средств DIALux или Light-in-Night Road, возлагает на участников электронного аукциона дополнительное обременение, не предусмотренное законом.
4. Заказчиком установлено незаконное требование к СРО, не предусмотренное законом.
В отзыве на жалобу N 6/МС-2249-Исх от 09.06.2022 Заказчик сообщил, что информация, указанная в проекте контракта о сроках и видах выполнения работ является полной. Информация, указанная в проекте контракта об обеспечении гарантийных обязательств, соответствует требованиям законодательства о контрактной системе. Подрядчик обязан включить в состав проектной документации полный светотехнический расчет, выполненный в программе DIALux или Light-in-Night Road, так как на рабочих местах заказчика установлено данное программное обеспечение и имеются сотрудники, обученные для работы в нем. Указание заказчика на то, что СРО, в которой состоит участник закупки, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, соответствует требованиям ГрК РФ.
В отзыве на жалобу N 245 от 10.06.2022 Уполномоченное учреждение сообщило, что объект закупки полностью отвечает требованиям законодательства о контрактной системе.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали возражения, изложенные в отзывах на жалобу, и считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, Заказчик не раскрывает, какие виды работ необходимы к выполнению и в какие сроки, и включая данный пункт, фактически прямо предусматривает изменение объёмов между этапа производства работ, что также указывает на отсутствие полной и достоверной информации о сроках и объёмах выполнения работ.
Согласно п.8 ч. 1 ст. 42 Закона о ФКС При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно пунктам 1.5.-1.8. проекта контракта Заказчиком установлены сроки выполнения работ с указанием вида работ по контракту, так в п. 1.5.1. проекта контракта установлены сроки выполнения работ по проектно-изыскательским работам, в п. 1.5.2. установлены сроки выполнения подрядных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, в п. 1.5.3. установлен срок выполнения работ по содержанию автомобильной дороги, в п. 1.6. установлен срок выполнения работ по отдельным этапам исполнения контракта.
Кроме того, график выполнения проектно-изыскательских работ с указанием срока выполнения работ (приложение N 2 к государственному контракту) размещен в ЕИС в файле "Проект контракта". Учитывая, что предметом закупки является выполнение работ по контракту жизненного цикла, предусматривающего подготовку проектной документации по капитальному ремонту автомобильной дороги, на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона, Заказчик не имеет проектных решений для формирования графика выполнения работ по капитальному ремонту.
Пунктом 5.2.13. проекта контракта предусмотрено: "5.2.13 В течение семи рабочих дней после выполнения обязательств по Контракту, связанных с подготовкой проектной документации и выполнением инженерных изысканий, а также получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства Объекта разработать и согласовать с Заказчиком График выполнения подрядных работ по капитальному ремонту по форме Приложения N 3 к Контракту".
Согласно п. 5.3.1, 5.3.2. и техническому заданию по содержанию автомобильной дороги (приложение N 4 к контракту) работы выполняются в соответствии с техническим заданием в пределах объемов финансирования, предусмотренных Контрактом, с соблюдением Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, утвержденных письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис на основании согласованного с Заказчиком Перечня конкретных видов работ. Техническим заданием на содержание автомобильной дороги предусмотрен перечень видов и цикличность работ, которые могут корректироваться в рамках одного этапа исполнения контракта по причине невозможности их точного прогнозирования с учетом погодных и других условий.
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку сроки и объемы работ отражены Заказчиком в документах размещенных в ЕИС.
2. По мнению Заявителя, Заказчик фактически допускает возврат обеспечения гарантии с момента выполнения подрядчиком работ. Фактически заказчик, устанавливая требования таким образом, необоснованно увеличивает размер обеспечения исполнения самого контракта.
Согласно части 4 статьи 33 Федерального закона требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
При этом в части 2.2. статьи 96 Федерального закона указано, что заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Федерального закона. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона заказчиком в проекте контракта установлены гарантийные сроки на выполненные подрядчиком работы и объем предоставления гарантий их качества, а также размер обеспечения гарантийных обязательств.
Пунктами 11.2. и 11.3. проекта контракта установлено требование об обеспечении исполнения следующих обязательств по Контракту:
- обеспечение исполнения основных обязательств по Контракту;
- обеспечение уплаты штрафных санкций (неустойки, пени, штрафы), начисленных Заказчиком в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком своих обязательств по Контракту.
Пунктом 11.2.1 проекта контракта заказчиком установлено требование об обеспечении исполнения гарантийных обязательств по контракту, которые установлены в пункте 8.2. проекта контракта.
Пунктом 11.13. и 11.13.1 проекта контракта установлен срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта и обеспечения гарантийных обязательств, что предусмотрено требованиями пункта 27 статьи 34 44-ФЗ. В пункте 11.13. речь идет об обязательствах по исполнению контракта, в пункте 11.13.1. о гарантийных обязательствах, предусмотренных контрактом, о чем прямо указано в данном пункте проекта контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку положения проекта контракта, не противоречат требованиям Закона о ФКС.
3. По мнению Заявителя, Заказчик, устанавливая требования о применении программных средств DIALux или Light-in-Night Road, возлагает на участников электронного аукциона дополнительное обременение, не предусмотренное законом.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Объектом закупки является выполнение работ по контракту жизненного цикла, предусматривающего подготовку проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение подрядных работ и последующее содержание объектов в населенных пунктах Прудские Выселки, Заречье 2, Прудская, Заречье 1, Рожок, Стафурлово, Зименки, Хирино, Шахманово, Успенское, Большое Подовечье, Чернавские Выселки, Бугровка, Липяги, Чернава, Арцыбашевской Шахты-3, Унгор, Воропаевка, Летники, Береговое, Голенищево, Шеметово, Ермишь на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения в Рязанском, Михайловском, Скопинском, Милославском, Путятинском, Чучковском и Ермишинском районах Рязанской области.
Согласно п.10 описания объекта закупки в состав проектной документации включается полный светотехнический расчет, выполненный в программе DIALux или Light-in-Night Road.
В ходе заседания комиссии представитель Заказчика пояснил, что подрядчик обязан включить в состав проектной документации полный светотехнический расчет, выполненный в программе DIALux или Light-in-Night Road, так как на рабочих местах заказчика установлено данное программное обеспечение и имеются сотрудники, обученные для работы в нем. Данные программы являются основными программами для светотехнических расчетов объектов освещения на автомобильных дорогах на территории РФ. В данных программах учтены все нормативно-правовые требования для проектирования объектов освещения, программы имеют большую распространенность на территории РФ и находятся в свободном доступе и являются бесплатными.
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку вышеуказанные требование Заказчика обусловлено объективной необходимостью и не ограничивают конкуренцию при проведении рассматриваемого электронного аукциона. Доказательства обратного, Заявителем не представлены.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком установлено незаконное требование к СРО, не предусмотренное Законом.
Согласно требованиям части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ(далее - ГрК РФ) работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением лиц, указанных в части 2.1. и 2.2. статьи 52 ГрК РФ. Согласно требованиям части 13 статьи 55.16 ГрК РФ установлен минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Согласно части 3 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного , подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
На основании вышеуказанных положений законодательства в файле "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и инструкция по её заполнению", являющемся неотъемлемой частью извещения об осуществлении настоящей закупки, заказчиком установлено следующее требование: "документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнения работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ): соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки - наличие выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - выписка) по форме, установленной законодательством Российской Федерации. Выписка должна содержать информацию о минимальном размере взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда, сформированного в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации; минимальном размере взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта (требование не распространяется на лиц, указанных в части 2.2. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом, в соответствии с частью 2.1. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десять миллионов рублей)".
На основании вышеизложенного, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку установленные в извещении об осуществлении настоящей закупки, полностью соотносятся с положениями градостроительного законодательства и Закона о ФСК.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
Признать жалобу ООО "Глосна" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 17 июня 2022 г. N 062/06/106-336/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2022