На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" и в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве от 27.03.2020 N 82 проведена внеплановая проверка соблюдения Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (Росгвардия) законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: закупка у единственного поставщика на поставку средств дезинфицирующих (контракт N 141 от 17.05.2022).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
А.С. Спиряковой - главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
И.А. Арефьева - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
К.Д. Киняшовой - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
в присутствии уполномоченных представителей государственного заказчика - Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (Росгвардия).
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
Московским УФАС России проведена внеплановая проверка действий государственного заказчика - Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (Росгвардия) (далее - Заказчик) при заключении государственного контракта на поставку средств дезинфицирующих (контракт N 141 от 17.05.2022).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупок товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов, требующих затрат времени, нецелесообразно.
На основании п. 9 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе осуществлена закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключен государственный контракт N 141 от 17.05.2022.
На заседании Комиссии Управления представлены письменные пояснения, а также материалы, согласно которым
Толкование чрезвычайности и непредотвратимости дано в п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7, согласно которому:
- чрезвычайность подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях;
- непредотвратимым обстоятельство признается, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий (если иное не предусмотрено законом).
Соответственно к обстоятельствам неопределенной силе относятся такие чрезвычайные события как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки.
Аналогичной правовой позиции придерживается Министерство экономического развития Российской Федерации в письме от 12 августа 2009 г. N Д05-4029 "О разъяснении положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ"
Таким образом проведение специальной военной операции на территории ДНР, ЛНР и Украины носит чрезвычайный и непредотвратимый и является обстоятельством непреодолимой силы.
В соответствии с распоряжением Департамента медицинского обеспечения Росгвардии от 30.04.2022 N19/2764 в связи с имеющейся острой потребностью в медицинском имуществе, а так же в целях сохранения жизни и здоровья личного состава Заказчику в возможно короткие сроки необходимо осуществить закупку имущества согласно перечню, рассмотреть возможность закупки в соответствии с требованиями пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Данное медицинское имущество предназначается для оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме личному составу войск национальной гвардии российской Федерации, задействованному в специальной военной операции в ДНР, ЛНР и на Украине.
Дезинфекционные средства необходимы для предотвращения возникновения и распространения очагов заболевания инфекционными заболеваниями (холера, дизентерия, тиф и т. д.), в связи с нахождением военнослужащих в полевых условиях.
В Ваш адрес направлено подтверждение Департамента медицинского обеспечения Росгвардии о необходимости закупки по пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе для обеспечения личного состава Росгвардии, участвующего в специальной военной операции в ДНР, ЛНР и на Украине (исх. НР ШТ/19-2198-М от 07.06.2022).
Учитывая вышеизложенное Комиссия Управления не усматривает нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при заключении вышеуказанного контракта.
На основании вышеизложенного, изучив представленные документы и материалы, в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Нарушений Закона о контрактной системе в действиях Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (Росгвардия) не выявлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председательствующий Комиссии Управления: |
|
А.С. Спирякова |
Члены Комиссии Управления: |
|
И.А. Арефьев |
|
К.Д. Киняшова |
Исп. Спирякова А. С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 июня 2022 г. N 077/06/17-8801/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2022