Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ООО "СО "Антитеррор": А.А. Конталева, А.С. Кочеткова (по дов.Nб/н от 30.05.2022),
в отсутствие представителей ГБУ "Гормост", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 07.06.2022 NЕИ/30086/22,
рассмотрев жалобу ООО "СО "Антитеррор" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Гормост" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости и разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры ГБУ "Гормост" (мосты, путепроводы, эстакады, тоннели) (СМП и СОНО) (Закупка
N0373200557922000376) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены в полном объеме документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 07.06.2022 NЕИ/30086/22, а именно: положение (иной акт), устанавливающий полномочия и обязанности должностного лица, утвердившего документацию о закупке, сведения об указанном должностном лице, а именно - приказ о назначении на должность, должностной регламент, служебный контракт (трудовой договор), что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном неустановлении требования к участникам закупки и составу заявок о наличии свидетельства об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости ОТИ и ТС в сфере железнодорожного транспорта, подписанного руководителем Росжелдора и заверенное гербовой печатью.
П.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что согласно п.13.1 информационной карты (размещенной 24.05.2022) Заказчиком установлены требования, согласно которым участник закупки должен обладать свидетельством об аккредитации юридического лица в качестве специализированной организации на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, выданным Федеральным дорожным агентством (Росавтодор).
Согласно пп.5 п.19.2 информационной карты вышеуказанный документ должен быть представлен участниками закупки в составе заявки.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что пунктом 6 технического задания предусмотрено проведение дополнительной оценки уязвимости и разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) дорожного хозяйства и железнодорожного транспорта с последующим утверждением результатов в Федеральном дорожном агентстве и Федеральном агентстве железнодорожного транспорта (Росжелдор) соответственно.
Пунктом 7 технического задания определён перечень ОТИ, на которых необходимо провести дополнительную оценку уязвимости и разработать планы обеспечения транспортной безопасности, состоящий из 87 ОТИ.
При этом 86 ОТИ относятся к сфере дорожного хозяйства, а подпунктом 87 пункта 7 Технического задания, предусмотрено оказание услуг по проведению дополнительной оценки уязвимости и разработки планов обеспечения транспортной безопасности на ОТИ железнодорожного транспорта - "Железнодорожный тоннель станции Аэропорт (Внуково) и пешеходный переход", по адресу: г. Москва, Рейсовая 2-ая улица, дом 2, корпус 4, сооружение 1, включенный в реестр категорируемых объектов транспортной инфраструктуры Росжелдора с реестровым номером ЖТС005160.
Согласно п.2 ст.5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
В свою очередь требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2201 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства".
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. N 1633 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта".
В соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 289 "Об утверждении Правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" определено, что аккредитация организации, осуществляемая с целью определения способности организации проводить оценку уязвимости объектов в области конкретного вида транспорта, а также дорожного хозяйства, проводится федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
В свою очередь, разделом 5 проекта контракта определено, что исполнитель обязан:
- соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам данной закупки, и предоставлять достоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем по результатам проведения данной закупки (пункт 5.4.3)
- приостановить оказание услуг в случае обнаружения независящих от Исполнителя обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на годность результатов оказываемых услуг или создать невозможность их завершения в установленный Контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику немедленно после приостановления оказания услуг.
- в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрено лицензирование вида деятельности, являющегося предметом Контракта, а также в случае если законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом Контракта, установлено требование об их обязательном членстве в саморегулируемых организациях, Исполнитель обязан обеспечить наличие документов, подтверждающих его соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в течение всего срока исполнения Контракта. Копии таких документов должны быть переданы Исполнителем Заказчику по его требованию в течение двух рабочих дней.
Таким образом, из вышеуказанного следует, что отсутствие у участника закупки аккредитации Рсосжедлодора на право осуществлять оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры в сфере железнодорожного транспорта является прямым нарушениям требований Контракта, а также нарушение требований Правительства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности, являющихся обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
В составе представленных возражений Заказчик фактически согласился с доводами жалобы, а также отметил, что предметом закупки является оценка уязвимости 87 объектов транспортной инфраструктуры. Среди указанных объектов 86 относятся к объектам Росавтодора, еще один объект - является объектом Росжелдора, в связи с чем, в конкурсную документацию внесены изменения, согласно которым в 13.1 информационной карты изложен в следующей редакции: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предусмотренные п. 1 ч.1 ст. 31 Федерального закона Лот N 1: Участник закупки должен обладать свидетельством об аккредитации юридического лица в качестве специализированной организации на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, выданным Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и Федеральным агентством железнодорожного транспорта (Росжелдор)".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы и нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.31 и пп. "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении вышеуказанных требований о наличии свидетельства об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости ОТИ и ТС в сфере железнодорожного транспорта, подписанного руководителем Росжелдора у участников закупки и о представлении указанного свидетельства в составе заявки, что свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПТБ "Антитеррор" на действия ГБУ "Гормост" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.31, пп. "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно путем внесения изменений в Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме 06.06.2022.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
А.З. Касимова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 июня 2022 г. N 077/06/106-8711/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2022