Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей:
ФГБУ НИЦ "Курчатовский институт": А.А. Хараузовой (по дов.N77 АГ 5627496 от 17.01.2022),
ООО "КБ ТяжМаш Спб": А.Д. Бирюкова (по дов.N 01 от 08.06.2022),
рассмотрев жалобу ООО "КБ ТяжМаш Спб" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ НИЦ "Курчатовский институт" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по модернизации мостового электрического крана г/п 32/5т, зав. N10419 для приведения в соответствие с требованиями НП-043-18 для нужд ККАЭ НИЦ "Курчатовский институт" (Закупка N0373100001022000024) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 07.06.2022 NЕИ/30098/22.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Управления установила следующее.
П.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе неправомерно установлено требование к участникам закупки и составу заявки о наличии одновременно трех лицензий, а именно:
- копия действующей лицензии, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на конструирование оборудования для ядерных установок в части сооружений и комплексов с критическими ядерными стендами, в условии действия которой предоставляется право конструировать грузоподъемное оборудование;
- копия действующей лицензии, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на изготовление оборудования для ядерных установок в части сооружений и комплексов с критическими ядерными стендами, в условии действия которой предоставляется право изготавливать грузоподъемное оборудование;
- копия действующей лицензии, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию ядерных установок в части сооружений и комплексов с критическими ядерными стендами, в условии действия которой предоставляется право выполнять монтаж и пуско-наладку грузоподъемных кранов.
В обоснование своей позиции Заявитель указывает, что вышеуказанное требование ограничивает участников закупки, при этом Заявитель также отметил, что обладает двумя из трех необходимых лицензий, в условии действия которых предоставляется право:
- конструировать грузоподъемное оборудование;
- изготавливать грузоподъемное оборудование;
Кроме того, существует множество организаций, обладающих действующей лицензий на право выполнять монтаж и пуско-наладку грузоподъемных кранов, так, возможность обладать одной из лицензий у исполнителя контракта и обладание остальными лицензиями у субподрядчиков исполнителя значительно увеличит число участников электронного аукциона.
Комиссией Управления установлено, что согласно Приложению N4 к извещению документами, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе являются:
- копия действующей лицензии, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на конструирование оборудования для ядерных установок в части сооружений и комплексов с критическими ядерными стендами, в условии действия которой предоставляется право конструировать грузоподъемное оборудование;
- копия действующей лицензии, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на изготовление оборудования для ядерных установок в части сооружений и комплексов с критическими ядерными стендами, в условии действия которой предоставляется право изготавливать грузоподъемное оборудование;
- копия действующей лицензии, выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию ядерных установок в части сооружений и комплексов с критическими ядерными стендами, в условии действия которой предоставляется право выполнять монтаж и пуско-наладку грузоподъемных кранов.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалобы представитель Заказчика пояснил, что объектом закупки является выполнение работ по модернизации мостового электрического крана, которая включает в себя согласно Техническому заданию: конструирование, изготовление и доставку модернизируемых элементов мостового крана; демонтаж существующих, подлежащих модернизации элементов мостового крана; монтаж новых модернизируемых элементов грузоподъемного крана, пуско-наладочные работы.
В пункте 1.2 Технического задания указано, что мостовой электрический кран (зав. N10419), подлежащий модернизации, является составной частью объекта использования атомной энергии (ОИАЭ), а именно - комплекса с критическими ядерными стендами "П", "СК-физ", влияющий на их безопасную эксплуатацию. Согласно ст.3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" сооружения и комплексы с критическими ядерными стендами относятся к ядерным установкам.
Кран обеспечивает выполнение грузоподъемных работ по перемещению ядерных материалов, ядерного топлива, радиоактивных веществ на критических ядерных стендах "П", "СК-фщ" и должен соответствовать требованиям, применяемым к кранам группы "Б" действующих федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, применяемых на объектах использования атомной энергии" (НП-043-18), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от от 2 марта 2018 г. N 92.
Согласно статье 26 Федерального закона от 21.11.1995 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии: размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии.
Лицензирование деятельности в области использования атомной энергии осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).
Так, для осуществления работ по конструированию модернизируемых элементов мостового крана, корректировке документации подрядчику необходимо иметь лицензию на право конструирования оборудования для ядерных установок (в данном случает это ядерные критические стенды), для осуществления работ по изготовлению модернизируемых элементов мостового крана подрядчик должен иметь лицензию на право изготовления оборудования для ядерных установок (ядерных критических стендов), для осуществления работ по монтажу, наладке и проведению испытаний подъемного сооружения подрядчику необходима лицензия на эксплуатацию ядерных установок в части сооружений и комплексов с критическими ядерными стендами (на право оказания услуг эксплуатирующей организации в части проведения работ по монтажу, наладке и т.д.).
Согласно ч.4 ст. 106 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем, не представлено документов свидетельствующих о невозможности подачи заявки на участие в аукционе, об ограничении количества участников закупки, при установлении требований о наличии у участника одновременно тремя лицензиями Ростехнадзора, с учетом того факта, что все работы выполняемые в рамках закупки подлежат лицензированию, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе, в связи с чем указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и признается необоснованным.
2. Также согласно доводу жалобы Заказчиком неправомерно установлено требование об обладание участником закупки:
- на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта, включая гарантийные обязательства, недвижимого имущества с количественными, качественными и техническими характеристиками, установленными в извещении об осуществлении закупки, а именно: офисных помещений площадью не менее 20 кв.м.,
- на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта, включая гарантийные обязательства, недвижимого имущества, оборудования, технических средств с количественными, качественными и техническими характеристиками, установленными в извещении об осуществлении закупки, а именно наличие производственных помещений (цехов) площадью не менее 400 кв. м.
Так, по мнению Заявителя, в положениями действующего законодательства, в том числе Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) устанавливающее дополнительные требования к участникам закупки в сфере использования атомной энергии, требования к метражу недвижимого имущества участника не установлены, в связи с чем указание Заказчика на площадь помещения является неправомерным.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что согласно пунктам 30, 31 приложения к постановлению N 2571 при осуществлении работ по конструированию и по изготовлению оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения Правительством Российской Федерации устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки в сфере использования атомной энергии с указанием перечня информации и документов, подтверждающих соответствие таким требованиям.
Так, в рамках указанных позиций Заказчиком установлены требования, в том числе, о наличии у участника закупки на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта, включая гарантийные обязательства, недвижимого имущества, оборудования, технических средств с количественными, качественными и техническими характеристиками.
Законом о контрактной системе, а также Постановлением N2571 не установлены критерии, по которым Заказчик должен определять, какое недвижимое имущество и с каким характеристиками необходимо для выполнения тех или иных работ.
В рассматриваемом случае Заказчик при установлении требований о наличии у участника закупки офисных помещений площадью не менее 20 кв.м. и производственных помещений (цехов) площадью не менее 400 кв.м., исходил из вида выполняемых работ и руководствовался габаритными размерами мостового крана, которые указаны в Техническом задании.
Так, согласно условиям Технического задания необходимо осуществить работы по конструированию модернизируемых элементов мостового крана. Предполагается, что для выполнения работ в соответствии с Техническим заданием по конструированию оборудования и ведению какой-либо хозяйственной деятельности необходимо наличие офисного помещения.
Площадь помещения, установленная Заказчиком в извещении о проведении аукциона, размером 20 кв.м. является минимальной для размещения сотрудников, мебели, оргтехники (компьютеры, принтеры и т.д.).
Указанное требование установлено Заказчиком, в том числе, с учетом требований постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40 "Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда", согласно которому площадь помещений для одного работника вне зависимости от вида выполняемых работ должна составлять не менее 4,5 кв.м.
Кроме того, согласно условиям Технического задания необходимо осуществить работы по изготовлению модернизируемых элементов мостового крана. Исполнителю при изготовлении оборудования для модернизации подъемного сооружения необходимы производственные помещения. Заказчиком была установлена площадь цеха не менее 400 кв.м., исходя из габаритов подлежащего изготовлению мостового крана, а именно: ширины моста модернизируемого крана (пролета) - 22,5 м., длины подъема - 17 м., длины рельса 11 м. и с учетом необходимого наличия проходов между оборудованием и наличия пожарных проездов.
Таким образом, установленная площадь цеха не менее 400 кв.м., является минимальным требованием для выполнения работ в соответствии с Техническим заданием.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем, не представлено документов свидетельствующих о невозможности подачи заявки на участие в аукционе, об ограничении количества участников закупки, при установлении требований о вышеуказанным образом, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания считать Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе, в связи с чем указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и признается необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "КБ ТяжМаш Спб" на действия ФГБУ НИЦ "Курчатовский институт" необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), наложенные письмом Московского УФАС России исх.NЕИ/30098/22 от 07.06.2022.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова
Члены комиссии Н.С. Лушникова
А.З. Касимова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 июня 2022 г. N 077/06/106-8749/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2022