Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Члены Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок В.А. Матвеева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителя ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ":
А.С. Макеева (по дов.Nб/н от 25.04.2022),
в отсутствие представителей ООО "Промышленные Инвестиции", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом письмом Московского УФАС России от 07.06.2022 NЕИ/30301/22,
рассмотрев жалобу ООО "Промышленные Инвестиции" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку универсальных фильтрующих малогабаритных самоспасателей (УФМС) для нужд ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (Закупка N0373200152822000193) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение норм Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены в полном объеме документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 07.06.2022 NЕИ/30301/22.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе жалобы Заявитель указывает на то, что требования к закупаемым самоспасателям пожарным фильтрующим, установлены, таким образом, что не позволяют предложить к поставке ни один товар, поскольку его не существует на рынке.
В обоснование своей позиции Заявитель указывает, что в техническом задании в разделе "характеристики" содержатся следующие требования: "марка фильтра: A; B; E; K. Класс эффективности фильтров марок A, B, E, K: Класс 2 (средняя эффективность)", однако самоспасателей с указанными характеристиками не существует на товарном рынке, ввиду следующего.
Согласно п.4.2 ГОСТ 12.4.235-2019 "Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Фильтры противогазовые и комбинированные. Общие технические требования. Методы испытаний. Маркировка" (далее - ГОСТ 12.4.235-2019) в зависимости от эффективности фильтрации газов и паров противогазовые фильтры марок А, В, Е, К, в том числе входящие в состав комбинированных фильтров, подразделяют на следующие классы:
- класс 1 - фильтры низкой эффективности;
- класс 2 - фильтры средней эффективности;
- класс 3 - фильтры высокой эффективности.
Согласно этому же пункту ГОСТ 12.4.235-2019 допускается при обозначении маркировки фильтров указывать сокращенное наименование без указания словосочетания: "класс эффективности", например комбинированный фильтр марки А1Р2.
Время защитного действия по маркам АВЕК в зависимости от класса эффективности представлено в Таблице 2 п.5.9.1 ГОСТ 12.4.235-2019.
Таким образом, маркировка фильтров закупаемых Заказчиком самоспасателей должна быть следующей А2В2Е2К2. Данной маркировке фильтра должны соответствовать показатели времени защитного действия и концентрации веществ, указанные в Таблице 2 п.5.9.1 ГОСТ 12.4.235.
Самоспасателей с фильтрами марки А2В2Е2К2 не существует на товарном рынке.
Самоспасатели фильтрующие перед допуском на товарный рынок подлежат обязательной оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ТР ТС 019/2011 в форме сертификации (пункты 5.3 - 5.5 ТР ТС 019/2011, часть 2 приложения N 5, пункт 17 части II приложения N 4 к ТР ТС 019/2011). Сведения о самоспасателях фильтрующих с действующими сертификатами соответствия (допущенных до обращения на товарном рынке) представлены в Единых реестрах сертификатов соответствия государств-членов Евразийского экономического союза (Таможенного союза).
Таким образом, сведения из указанных реестров позволяют определить модельный ряд самоспасателей фильтрующих, представленных на товарном рынке.
При этом, ни один из допущенных до обращения на товарном рынке самоспасателей фильтрующих не соответствует требованиям Заказчика, установленным в отношении класса эффективности защиты по маркам АВЕК. Данный факт подтверждается эксплуатационной документацией вышеуказанных самоспасателей фильтрующих, которая прилагается к жалобе и в которой указаны показатели концентраций и времени защитного действия по веществам марок АВЕК.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалобы представитель Заказчика пояснил, что закупаемые самоспасатели являются предметом регулирования Технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной 019/2011 (далее - ТР ТС 017/2011) и в обязательном порядке должны иметь соответствующий сертификат.
Требования к универсальным фильтрующим самоспасателям с возможностью их применения на пожаре установлены в пп. 7-9. 14, 15 п.4.4. ТР ТС 019/2011.
В соответствии с пп.8 п.4.4. ТР ТС 019/2011 фильтрующие средства индивидуальной защиты органов Дыхания в зависимости от их эффективности подразделяются на три класса - низкой, средней и высокой эффективности.
ПП. 14 п. 4.4. ТР ТС 019/2011 определено, что универсальные фильтрующие самоспасатели должны обеспечивать защиту органов дыхания, глаз и кожных покровов головы человека при относительной влажности воздуха до 98 процентов от аэрозолей различной природы, паров и газов опасных химических веществ не менее 4 групп, соответствующих маркам фильтров (А, В, Е, К), указанным в 12 настоящего пункта.
Также в пп.14 п.4.4. ТР ТС 019/2011 установлено, что коэффициенты проницаемости по тест-веществу через фильтрующий самоспасатель (его фильтр) не должны превышать 2 процента, 1 процент и 0,01 процента для указанных самоспасателей соответственно низкой, средней и высокой эффективности.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 3 марта 2020 г. N 30 утвержден Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований ТР ТС 019/2011 (далее "перечень").
В п. 177 Перечня указано, что соблюдение требований пп.14 п.4.4. ТР ТС 019/2011 применения требований ГОСТ 12.4.285-2015, СТБ 11.14.05-2010, ГОСТ Р 22.9.09-2014.
При этом, представитель Заказчика отметил, что указание на требования ГОСТ 12.4.235-2019, на который ссылается Заявитель, в Перечне к пп. 7-9. 14, 15 п.4.4. ТР ТС 019/2011 отсутствует, кроме того требования о соответствии закупаемого товара положениям ГОСТ 12.4.235-2019 также отсутствуют в составе Технического задания.
Вместе с тем, в соответствии с п.4.2. ГОСТ 12.4.285-2015 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Самоспасатели фильтрующие. Общие технические требования. Методы испытаний" в зависимости от значений коэффициента проникания и/или коэффициента подсоса в зоне дыхания и в области глаз самоспасатели подразделяются на следующие классы: 1 класс - самоспасатели низкой эффективности с коэффициентом проникания и/или коэффициентом подсоса не более 6%, класс 2 - самоспасатели средней эффективности с коэффициентом проникания и/или коэффициентом подсоса не более 2%, 3 - самоспасатели высокой эффективности с коэффициентом проникания и/или коэффициентом подсоса не более 1%".
Таким образом, установленное в документации требование "Марка фильтра: А; В; Е; К. Класс эффективности фильтров марок А, В, Е, К: Класс 2 (средняя эффективность)" полностью соответствует требованиям положений пп.14 п.4.4. ТР ТС 019/2011 и п.4.2. ГОСТ 12.4.235-2019.
Кроме того представитель Заказчика отметил, что на участие в процедуре было подано 3 заявки, по результатам рассмотрения признанные соответствующими требованиям, снижение в ходе аукциона составило 54,46%, при этом участники предложили к поставке самоспасатели различных производителей, а именно УФМС "Шанс"-Е производства ООО "НПК "Пожхимзащита", СФ "Гарант" производства ООО "Навигатор-Т".
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в заседании Комиссии Управления Заявитель участия не принимал, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения свидетельствующие об отсутствии на товарном рынке продукции, с установленными Заказчиком характеристиками, а также свидетельствующие о невозможности подачи заявки на участие в аукционе и о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Промышленные Инвестиции" на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" необоснованной.
1. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона, наложенные письмом Московского УФАС России от 07.06.2022 NЕИ/30301/22.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Н.А. Узкий
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
В.А. Матвеев
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 июня 2022 г. N 077/06/106-8794/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2022