Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
в присутствии представителей от:
- ООО "ИТЦ "Теплотехника": С.А. Торопков по доверенности от 07.06.2022 Nб/н; О.Г. Бандурко по доверенности от 07.06.2022 Nб/н;
- заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевой клический центр онкологии" Министерства здравоохранения Хабаровского края: А.Н. Шевченко по доверенности от 08.06.2022 N3;
- уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края: Н.В. Немиро - по доверенности от 06.04.2021 N3;
рассмотрев жалобу ООО "ИТЦ "Теплотехника" (далее - заявитель) и материалы дела N027/06/106-772/2022, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "ИТЦ "Теплотехника" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевой клический центр онкологии" Министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края 681024stomat.1@yandex.ruпри осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию систем общеобменной вентиляции, противодымной вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения (извещение N 0122200002522003190 от 27.05.2022).
Заявитель указывает в своей жалобе, что заказчиком неправомерно установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживании и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N0122200002522003190 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 27.05.2022.
Объект закупки: оказание услуг по техническому обслуживанию систем общеобменной вентиляции, противодымной вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 548 333, 43 рублей.
Источник финансирования: Хабаровский край.
Дата начала срока подачи заявок: 27.05.2022.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 06.06.2022 в 08:00.
Дата подведения итогов определения поставщика: 08.06.2022.
Согласно Извещению установлены преимущества и требования к участникам:
- Преимущества: Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
- Требования к участникам:
1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Дополнительная информация к требованию отсутствует
2. Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ
Дополнительная информация к требованию отсутствует
3. Требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ
Требования в соответствии с позицией 14 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571. Услуги по техническому обслуживанию зданий, сооружений
3.1. Требования в соответствии с позицией 14 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571
Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг
4. Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ
Лицензия на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений ИЛИ Выписка из реестра лицензий, предусмотренные Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", с указанием видов выполняемых работ: - монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
- Ограничения - не установлены.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.06.2022 N 0122200002522003190, по результатам подведения итогов определения поставщика победителем аукциона признан единственный участник закупки N112014885.
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв, в соответствии с которым считает жалобу необоснованной в полном объеме. Уполномоченным органом также представлен мотивированный отзыв.
Изучив материалы дела N027/06/106-772/2022, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок: рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Частью 12 ст. 48 Закона о контрактной системе закреплены основания для отклонения заявок участников закупки, в том числе условие о несоответствии участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона (п. 3 ч. 12 указанной статьи).
Как следует из материалов дела, объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию систем общеобменной вентиляции, противодымной вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения.
В рассматриваемом случае Заказчиком установлено требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов детальности" необходимо наличие у участника закупки лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, указанное условие отражено в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 9 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлены особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление следующих видов деятельности, в том числе: деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В силу п. 15 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит обязательному лицензированию.
Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий (п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании).
Согласно ст. 24.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), устанавливающим специальное регулирование в отношении пожарной безопасности, деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Деятельность в области пожарной безопасности осуществляется в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях предупреждения и тушения пожаров. К видам деятельности в области пожарной безопасности относятся: монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (ст. 24 Закона о пожарной безопасности).
Таким образом, условия объявленной закупки предполагают, что победитель торгов в рамках исполнения государственного контракта оказывает услуги по лицензируемому виду деятельность в связи с чем, требование о наличии лицензии применено обоснованно, а жалоба заявителя исходя из указанных в ней доводов признается необоснованной.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В силу части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Как следует из материалов дела, предметом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию систем общеобменной вентиляции, противодымной вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения.
Извещением об осуществлении закупки к участникам закупки предъявлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с указанием видов выполняемых работ: - монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
Разделом III "Техническая часть" извещения об осуществлении закупки предусмотрено, что описание объекта закупки включает в себя услуги по обслуживанию как противодымной вентиляции, требующей наличие соответствующей лицензии, так и обслуживание общеобменной вентиляции, систем кондиционирования и холодоснабжения, обслуживание которых не требует наличия лицензии.
Следовательно, заказчиком при описании объекта закупки неправомерно объединены услуги, относящиеся к лицензируемым видам деятельности, с услугами, не требующими наличия лицензии для их оказания.
Доводы представителя Заказчика о взаимосвязи всех систем и их направленности на общее противодействие пожарной опасности, Комиссия Хабаровского УФАС России отклоняет как необоснованные, поскольку исходя из описания объекта закупки в перечень оборудования, подлежащего техническому обслуживанию, наравне с противодымной вентиляцией включено оборудование, относящиеся к системам общеобменной вентиляции, кондиционирования воздуха и холодоснабжения (в частности, "кондиционеры оконные LG", "мобильный кондиционер"), а также иное оборудование, целевое назначение которого не соотносится с пожарной безопасностью и не требует наличия лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для осуществления технического обслуживания.
Таким образом, Комиссией Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком допущено объединение в один предмет закупки лицензируемых и нелицензируемых видов работ, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание изложенное, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе при проведении закупки, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "ИТЦ "Теплотехника" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевой клический центр онкологии" Министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края 681024stomat.1@yandex.ruпри осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию систем общеобменной вентиляции, противодымной вентиляции, кондиционирования и холодоснабжения (извещение N 0122200002522003190 от 27.05.2022) - необоснованной.
2. Признать заказчика - Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Краевой клический центр онкологии" Министерства здравоохранения Хабаровского края нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Краевой клический центр онкологии" Министерства здравоохранения Хабаровского края предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N027/06/106-772/2022 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 10 июня 2022 г. N 7-1/123
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2022