Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16 июня 2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутского УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
с участием представителей Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутский городской перинатальный центр" (далее - заказчик) - ///,
в отсутствие представителя Общества с ограниченной ответственностью "Савир" (далее - ООО "Савир", заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона "Поставка расходного материала для локтевых дозаторов "Стеризол", имеющихся у Заказчика", извещение N 1034200004922000139, в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Савир" на положения извещения о проведении электронного аукциона.
В соответствии с доводами жалобы заявитель считает, что заказчик сформировал извещение о проведении закупки и описал предмет закупки в нарушение требований Федерального закона N 44-ФЗ, описание которого подходит под одного производителя.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя, согласно которым считают доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 31.05.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 1034200004922000139 "Поставка расходного материала для локтевых дозаторов "Стеризол", имеющихся у Заказчика".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 287 736 рублей 54 копейки.
По мнению заявителя, в пункте 1 Технического задания заказчик указал: "Состав: комбинация изопропилового и н-пропилового спиртов (суммарное содержание спиртов в интервале 65 -75%), при этом изопропиловый спирт содержит в интервале 40 -65 %. Средство не содержит другие виды спиртов, альдегиды, производные гуанидинов, алкиламинов, кислоты, перекись водорода", что не соответствует п.1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21. В пункте 2 Технического задания заказчик установил: "В составе содержатся: вода, ПАВ, включая МЭА-кокоат, глицерин. В составе средства не содержатся антисептические компоненты, в том числе ЧАСы, консерванты, красители и абразивные вещества, pH не менее 5,5 и не более 7,0 ед.". Также установлены дополнительные характеристики к упаковке: "Средство выпускается в полимерной герметичной упаковке объемом 0,7 л c обратным дозирующим клапаном, обеспечивающим точное дозирование препарата в интервале 1,5 - 1,6 мл за одно нажатие, предотвращающим попадания воздуха в упаковку и контаминацию средства. Средство приобретается как расходный материал к настенным локтевым дозаторам "Стеризол", используемым заказчиком".
Комиссия Иркутского УФАС России, изучив доводы заявителя, возражения заказчика, исследовав материалы по жалобе, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 1 части 2 которой определено, что извещение о проведении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Требования к товару определены заказчиком в части N 2 "Наименование и описание объекта закупки (техническое задание)" (далее также Техническое задание), являющегося приложением к извещению о проведении электронного аукциона.
Так, к поставке требуются средства дезинфицирующее в форме выпуска жидкость (пункт 1) и гель (пункт 2).
Заявитель ссылается на пункт 1.1.5 таблицы 1 приложения N 2 СанПиН 3.3686-21, утвержденных Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. N 4, которое указывает на содержание спиртов в составе дезинфицирующего средства.
Приложение N 2 к СанПиНу 3.3686-21 содержит информацию об обеспечении проведения обеззараживания при осуществлении работ с ПБА (патогенными биологическими агентами).
При этом, ссылка на приложением N 2 содержится в пункте 213 СанПиН 3.3686-21, в которой указано: "Дезинфекцию различных объектов с ПБА осуществляют физическим (кипячение, водяной насыщенный пар под избыточным давлением, сухой горячий воздух, УФ-облучение, СВЧ-излучение), химическим (использование растворов дезинфицирующих средств, аэрозольным методом при условии отсутствия людей) или комбинированным методами и в режимах, приведенных в приложении 2 к Санитарным правилам".
Также ссылка на приложение N 2 имеется в пунктах: 236 "Перед сдачей в стирку защитную одежду многократного применения, используемую при работе с ПБА I - IV групп, обеззараживают (приложение 2 к Санитарным правилам). Стирку рабочей и обеззараженной защитной одежды допускается проводить в помещении препараторской"; 270 "На случай аварии, при которой создается реальная или потенциальная возможность выделения ПБА в воздух производственной зоны, среду обитания человека и заражения персонала, в подразделениях, в которых проводят работы с ПБА, запас дезинфицирующих средств, активных в отношении возбудителей, с которыми проводят исследования, с учетом вида микроорганизма (приложение 2 к Санитарным правилам), особенностей работы и объемов помещений, запас воды"; 456 "Инструментарий, защитные костюмы персонала и все предметы, соприкасавшиеся с трупом, помещения, а также транспорт, на котором перевозили труп, подлежат обеззараживанию (приложение 2 к Санитарным правилам)"; 317 "Обеззараживание отходов при работе с ПБА III - IV групп проводят согласно приложению 2 к Санитарным правилам"; 338 "Обеззараживание инфицированного материала и отходов при работе с ПБА II или III - IV групп проводят согласно приложению 2 к Санитарным правилам"; подпункт 9 пункта 343 "К лабораториям, осуществляющим работы с ПБА I группы (возбудитель чумы), предъявляются следующие санитарно-эпидемиологические требования: обеззараживание инфицированного материала и отходов при работе с возбудителем чумы проводят согласно приложению 2 к Санитарным правилам"; 358 "Все жидкие отходы, образующиеся в процессе работы, подлежат химическому и последующему термическому обеззараживанию в соответствии с режимами, изложенными в приложении 2 к Санитарным правилам. Стоки от гигиенического душа персонала подлежат термическому обеззараживанию с использованием установок (станций) периодического или непрерывного способа обеззараживания"; 456 "Инструментарий, защитные костюмы персонала и все предметы, соприкасавшиеся с трупом, помещения, а также транспорт, на котором перевозили труп, подлежат обеззараживанию (приложение 2 к Санитарным правилам)".
Таким образом, положения Приложения N 2 СанПиНа 3.3686-21 применяются при профилактике инфекционных болезней на объектах, в лабораториях, при обеззараживании инструментария, защитных костюмов и т.д. При этом данное приложение не относится к гигиенической обработке рук медицинского персонала, рук хирургов, для обработки кожи операционного и инъекционного полей, локтевых сгибов доноров, необходимых заказчику.
Согласно пояснениям заказчика все установленные в Техническом задании характеристики запрашиваемых товаров являются значимыми и существенными для заказчика. Требования к объему упаковки установлены заказчиком в связи с тем, что данные дезинфицирующие средства закупаются для уже имеющихся у заказчика логтевых дозаторов, в которые подходит упаковка такого объема. Требования к средству в пункте 2 Технического задания, с которыми не согласен заявитель, установлены в целях исключения аллергических реакций. Отсутствие в средстве дополнительных ингредиентов, таких как другие виды спиртов, альдегиды, производные гуанидинов, алкиламинов, кислоты, перекись водорода связанно с учетом индивидуальной переносимости медицинских работников по избежание дополнительной антимикробной нагрузки на кожу рук персонала и возникновением контактных дерматитов в соответствии с пунктом 3478 СанПиНом 3.3686-21.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ).
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в описании объекта (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Из буквального толкования положений Федерального закона N 44-ФЗ следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам Федерального закона N 44-ФЗ, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. Таким образом, заказчик вправе определить в извещении о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. На сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из его потребностей. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Также Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Заявителем не представлены документы, подтверждающие невозможность поставить товар в соответствии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона.
Доказательства того, что установленные заказчиком требования к товару приводят к ограничению числа участников закупки, заявителем также не представлены, Комиссией самостоятельно не добыты.
Кроме того, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 1034200004922000139 от 08.06.2022 г. на участие поступило 3 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона, что не может свидетельствовать об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком в извещении установлены требования к объекту закупки с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности в связи с чем Комиссия Иркутского УФАС России делает вывод о необоснованности доводов заявителя.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией в действиях заказчика выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещении о проведении закупки должны содержаться наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (часть 5 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 23 Федерального закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 2 Постановления N 145 под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.
Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145 (пункт 3 Постановления N 145).
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию (пункт 4 Постановления N 145):
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с частью 5 Постановления N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом в силу пункта 6 Постановления N 145 использования каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком в Техническом задании извещения о проведении электронного аукциона установлены следующие коды каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: средство дезинфицирующее (жидкость) - 20.20.14.000-00000005, средство дезинфицирующее (гель) - 20.20.14.000-00000002.
Комиссией установлено, что заказчиком в описании объекта закупки установлены дополнительные характеристики к закупаемым средствам дезинфицирующим, не предусмотренным примененными кодами каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Однако в нарушение требований части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пункта 6 Постановления N 145 заказчиком не включено в описание объекта закупки обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не установленных в позициях каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Приходя к выводу о наличии в действиях заказчика вышеназванного нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в то же время Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Савир" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пункт 6 Постановления N 145
3. Предписание не выдавать.
4. Направить копии решения сторонам по жалобе.
5. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 июня 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2022