Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Родиной К.В. - ведущего специалиста эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителя заявителя ООО Телевизионный канал "Астртелеком" и в присутствии представителя государственного заказчика УМВД России по Астраханской области (г. Астрахань, ул. Кирова, 5) (далее также - Заказчик) Каткова Ю.Г. (доверенность), надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения проверки, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) и обращения ООО Телевизионный канал "Астртелеком" (далее также - Заявитель) провела внеплановую проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе государственным заказчиком УМВД России по Астраханской области при проведении электронного аукциона на оказание услуг по размещению (трансляции) видеороликов социальной рекламы по безопасности дорожного движения в эфире регионального сегмента федерального телеканала (на региональном телеканале) для нужд УМВД России по Астраханской области в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги" (N0325100006322000039), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Управление 30.05.2022 поступила жалоба ООО Телевизионный канал "Астртелеком" на действия государственного заказчика УМВД России по Астраханской области и его комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по размещению (трансляции) видеороликов социальной рекламы по безопасности дорожного движения в эфире регионального сегмента федерального телеканала (на региональном телеканале) для нужд УМВД России по Астраханской области в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги" (N0325100006322000039) (далее также - Аукцион).
Указанная жалоба поступила в Управление без использования Заявителем Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
Уведомлением от 01.06.2022 N04/3425 Управлением назначено проведение внеплановой проверки на 09.06.2022 в 14.00.
В указанное время для участия во внеплановой проверке представители Заявителя и Заказчика не явились, к видеоконференции не подключились.
В проведении внеплановой проверки объявлен перерыв до 11.00 14.06.2022.
После перерыва в проведении внеплановой проверки принял участие представитель УМВД России по Астраханской области (г. Астрахань, ул. Кирова, 5) (далее также - Заказчик) Катков Ю.Г. (доверенность).
Как следует из жалобы Заявителя, извещение об Аукционе в части требования к участникам закупки о наличии действующей лицензии на осуществление вещания на территории Астраханской области, включая г. Астрахань, с охватом населения не менее 70% не соответствует законодательству о контрактной системе.
Также Заявитель считает незаконным отклонение его заявки в связи с несоответствием Заявителя указанному требованию.
Изучив материалы жалобы Заявителя и документы закупки, заслушав представителя Заказчика, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Управления установила следующее.
Заказчиком 16.05.2022 в ЕИС размещено извещение о проведении Аукциона.
В извещение о проведении Аукциона Заказчиком 20.05.2022 внесены изменения.
Комиссия рассматривает редакцию извещения от 20.05.2022 (действующая редакция).
Объектом закупки является оказание услуг по размещению (трансляции) видеороликов социальной рекламы по безопасности дорожного движения в эфире регионального сегмента федерального телеканала (на региональном телеканале) для нужд УМВД России по Астраханской области в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 496 096, 66 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 26.05.2022 на участие в Аукционе подано две заявки с идентификационными номерами N 1 и N 70 (Заявитель).
Заявка Заявителя была отклонена на основании п.2 ч.12 ст. 48 Закона о контрактной системе в связи с непредставлением Заявителем информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Как указано в протоколе подведения итогов определения поставщика от 26.05.2022, согласно статистических данных население г. Астрахани и Астраханской области на 01.01.2021 г. составляет 997 778 чел. В извещении об осуществлении закупки указано, что Исполнителем должна предоставляться копия действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на осуществление радиовещания на территории Астраханской области, включая г. Астрахань, с охватом населения не менее 70 %. Учитывая процентное соотношение, 70% населения составляет 698 444,60 чел. Однако, в представленной лицензии ООО "АСТРТЕЛЕКОМ" от 30.03.2021 N 30608 численность населения составляет 529 793, что не соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 37 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" телевизионное вещание и радиовещание подлежат лицензированию.
Согласно извещению к участникам закупки установлены следующие требования в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ: наличие действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на осуществление радиовещания на территории Астраханской области, включая г. Астрахань, с охватом населения не менее 70 % или наличие действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на осуществление радиовещания на территории Российской Федерации (универсальная) и копию действующего договора на оказание услуг, соответствующих предмету контракта с вещателем, имеющим действующую лицензию Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на осуществление радиовещания на территории Астраханской области, включая г. Астрахань, с охватом населения не менее 70%.
Согласно Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению, размещенных в ЕИС вместе с извещением, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N44-ФЗ, если иное не предусмотрено Законом N44-ФЗ, а именно:
- копию действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на осуществление телевещания на территории Астраханской области, включая г. Астрахань, с охватом населения не менее 70% или
- копию действующей лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на осуществление телевещания на территории Российской Федерации (универсальная) и копию действующего договора на оказание услуг, соответствующих предмету контракта с вещателем, имеющим действующую лицензию Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций на осуществление телевещания на территории Астраханской области, включая г. Астрахань, с охватом населения не менее 70%.
Таким образом, как следует из содержания извещения и Требований к составу заявки, Заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии с охватом не менее 70% населения.
При этом указанное требование установлено Заказчиком по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, согласно которому заказчик должен установить единое требования к участникам закупки в виде соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Однако действующим законодательством РФ не установлено требование к участникам закупок о наличии лицензии с определенной численностью населения.
Доказательства обратного Заказчик не предоставил.
При этом численность населения - это условное значение, которое постоянно меняется.
Более того, в размещенных в ЕИС документах Заказчика отсутствует какая-либо информация о том, по состоянию на какую дату охват населения должен составлять не менее 70% (на дату выдачи лицензии, на дату подачи заявок или какую-то другую дату), и информация об общей численности населения, от которой будет зависеть соответствие участника закупки установленным Заказчиком требованиям.
Кроме того, поскольку лицензии потенциальных участников закупки могут быть выданы в разные даты, то и численность населения в таких лицензиях указана по состоянию на разные даты. При этом даты получения лицензий никак не связаны с проведением Аукциона.
Следовательно, объективное рассмотрение заявок на соответствие требованию о наличии лицензии с охватом населения не менее 70% невозможно.
При этом согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, Заказчик, установив требование к лицензии об охвате не менее 70% населения, нарушил ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5, ч. 6 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Довод Заявителя о несоответствии извещения требованиям законодательства о контрактной системе является обоснованным.
При этом в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика нарушения законодательства о контрактной системе отсутствуют, поскольку при рассмотрении заявок участников комиссия по осуществлению закупок руководствовалась требованиями извещения.
Кроме того, с 01.01.2021 года вступили в силу изменения Закона о лицензировании, внесенные федеральным Законом от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее-Федеральный Закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ).
Так согласно внесенным изменениям в п. 2 ч. ст. 3 Закона о лицензировании под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
В силу ч. 8 ст. 21 Закона о лицензировании сведения о конкретной лицензии также по выбору заявителя передаются ему непосредственно, направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, лицензирующим органом или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, если соответствующая услуга предоставляется через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, в виде выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента получения заявления о предоставлении таких сведений. Форма и способ получения сведений о конкретной лицензии указываются заявителем в заявлении о предоставлении таких сведений. Форма указанного заявления утверждается лицензирующим органом.
Форма выписки из реестра лицензий, а также порядок предоставления сведений о конкретной лицензии утверждена Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
Иными словами, лицензия на осуществление отдельных видов деятельности с 01.01.2021 года выдается в электронной форме.
Однако извещение и Требования к составу заявки Заказчика не содержат указание о возможности предоставления участником закупки выписки из реестра лицензий, что нарушает положения п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5, ч. 6 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Также в ходе внеплановой проверки установлено, что в извещении Заказчиком установлено требование о наличии лицензии на осуществление радиовещания, а в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкции по ее заполнению - о наличии лицензии на осуществление телевизионного вещания.
Объектом закупки при этом является оказание услуг по размещению (трансляции) видеороликов.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, Заказчик, установив в извещении об Аукционе требование о наличии лицензии на осуществление радиовещания, нарушил ч. 3 ст. 7, п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5, ч. 6 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В связи с тем, что на момент принятия решения контракт заключен, основания для выдачи предписания отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика УМВД России по Астраханской области нарушившим ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5, ч. 6 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по размещению (трансляции) видеороликов социальной рекламы по безопасности дорожного движения в эфире регионального сегмента федерального телеканала (на региональном телеканале) для нужд УМВД России по Астраханской области в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги" (N0325100006322000039).
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы, собранные в ходе проведения внеплановой проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии:
Балтыкова Е.М.
Родина К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 14 июня 2022 г. N 030/06/42-664/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2022