Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Швецова О.Ю. |
- |
заместитель председателя комиссии, вр.и.о. заместителя руководителя управления, |
- Воронков А.В. |
- |
член комиссии, заместитель начальника отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
- Ветров М.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
при участии посредством видеоконференцсвязи: | ||
- Романенко Е.В. |
|
представителя Управления делами Правительства Нижегородской области (доверенность N 48 от 09.06.2022), |
- Ступникова С.А. |
|
директора АНОО ДПО "Высшая школа закупок", |
- Пылаевой Е.В. |
|
представителя ГКУ НО "ЦРЗ НО" (доверенность N 8 от 01.02.2022), |
рассмотрев жалобу АНОО ДПО "Высшая школа закупок" (далее также - заявитель, общество) на действия Управления делами Правительства Нижегородской области (далее также - заказчик) и Государственного казенного учреждения Нижегородской области "Центр размещения заказа Нижегородской области" (далее также - ГКУ НО "ЦРЗ НО", уполномоченное учреждение) при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта по объекту закупки: "Оказание услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих Нижегородской области по теме "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", номер извещения 0832200006622000542,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя на действия заказчика и уполномоченного учреждения при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта по объекту закупки: "Оказание услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих Нижегородской области по теме "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", номер извещения 0832200006622000542 (далее - открытый конкурс).
По мнению заявителя, положения конкурсной документации не соответствуют требованиям положений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представитель заявителя на заседании Комиссии доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушения положений Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней, не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, пришла к следующим выводам.
1) 23.05.2022 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки - ЭТП Газпромбанк - размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта - 276 494,40 рублей.
2) По мнению заявителя, установленные заказчиком критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Пунктом 20 Положения установлено, что если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пункта 20 Положения.
Пунктом 22 Положения установлено, что в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 30 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", устанавливается следующий перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- документы подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
В соответствии с критериями оценки, установленными заказчиком, определена шкала присвоения баллов по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
N п/п |
Наименование трудовых ресурсов |
Количество присваиваемых баллов |
1. |
Количество штатных или привлекаемых на договорной основе преподавателей, имеющих ученые степени кандидата наук и/или доктора юридических наук и/или экономических наук, человек. - Отсутствие преподавателей; - 1 преподаватель; - 2 преподавателя; - 3 преподавателя; - 4 преподавателя; - 5 преподавателей; - 6 преподавателей; - 7 преподавателей; - 8 преподавателей; - 9 преподавателей; - 10 и более преподавателей |
0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 |
При этом учитывая, что показатели критерия определяются количественным значением, заказчику и уполномоченному учреждению вместо шкалы оценки присвоения баллов необходимо установить одну из формул, предусмотренных подпунктами "а" - "з" пунктом 20 Положения.
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что уполномоченным учреждением в рассматриваемом случае нарушены требования части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод жалобы заявителя признается Комиссией Нижегородского УФАС России обоснованным.
Кроме того, по мнению заявителя, уполномоченным учреждением неправомерно установлено требование о принятии к оценке исключительно специалистов, находящихся в штате организации.
Вместе с тем, уполномоченным учреждением в числе критериев оценки заявок установлено, кроме прочего, следующее:
"По данному детализирующему показателю оценивается количество:
- штатных или привлекаемых на договорной основе преподавателей, имеющих ученые степени кандидата наук и/или доктора юридических наук и/или экономических наук, человек".
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России что конкурсной комиссией к оценке принимаются также сведения о привлекаемых преподавателях, в связи с чем довод жалобы заявителя признается Комиссией Нижегородского УФАС России необоснованным.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что пункт 1.2.1 критериев оценки заявок содержит следующие сведения:
" По данному детализирующему показателю оценивается количество:
- штатных или привлекаемых на договорной основе преподавателей, имеющих ученые степени кандидата наук и/или доктора юридических наук и/или экономических наук, человек".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В соответствии пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В силу пункта 5 Положения при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения.
Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с пунктом 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно пункту 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
В силу пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Представители уполномоченного учреждения на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России пояснили, что указанные положения конкурсной документации установлены в соответствии с потребностью заказчика. Так как заказчик самостоятельно имеет возможность определить лучшие условия исполнения контракта, заказчик, пользуясь своим правом, определил список конкретных преподавателей, имеющих квалификацию и опыт, соответствующий его требованиям. Извещение о проведении открытого конкурса обращено к неограниченному кругу лиц. Каждый из участников конкурса имеет право привлечь к исполнению работ преподавателя из списка указанных в конкурсной документации, получив таким образом соответствующую оценку показателя квалификации трудовых ресурсов. Установленный нестоимостной критерий "Квалификация участников закупки" и показатель оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не является единственным, из чего следует, что оценка заявок будет проводится из совокупности всех критериев, установленных заказчиком в конкурсной документации.
Кроме того, извещение о проведении закупки и Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не содержит такого основания для отказа в допуске к участию в проводимом Конкурсе как отсутствие качественных характеристик объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что детализирующий показатель и порядок его оценки не противоречит требованиям действующего законодательства и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
На основании изложенного, довод жалобы заявителя признается необоснованным.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России допущенные уполномоченным учреждением нарушения требований части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в рассматриваемом случае не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем необходимость выдачи предписания отсутствует.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 105, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу АНОО ДПО "Высшая школа закупок" на действия Управления делами Правительства Нижегородской области и ГКУ НО "ЦРЗ НО" при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта по объекту закупки: "Оказание услуг по повышению квалификации государственных гражданских служащих Нижегородской области по теме "Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", номер извещения 0832200006622000542, обоснованной в части нарушения требований части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
2. Признать уполномоченное учреждение нарушившим требования части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с отсутствием влияния на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии О.Ю. Швецова
Члены комиссии М.В. Ветров
А.В. Воронков
Исп.Воронков А.В.
тел.8(831)4-31-73-87 вн. 052-706
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 10 июня 2022 г. N 052/06/105-1717/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2022