Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу "Орто-Космос" на действия заказчика Государственного учреждения-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0267200000222000056) на выполнение работ по изготовлению протеза предплечья с микропроцессорным управлением для обеспечения инвалидов в 2022 году (далее также - конкурс),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении конкурса на выполнение работ по изготовлению протеза предплечья с микропроцессорным управлением для обеспечения инвалидов в 2022 году.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Заявитель указывает, что заказчиком не установлены предельные максимальные значения по показателям критериев оценки, при этом установленный порядок оценки заявок участников закупки в нарушение ст. 8 Закона о контрактной системе ставит в неравное положение участников закупки, предоставляет преимущественное положение участникам закупки, имеющим больший опыт в сфере по изготовлению протезов.
Кроме того, заявитель указывает, что в нарушение п. "е" пп. 5 постановления Правительства от 31.12.2021 N 2604 в документации отсутствует документ, предусмотренный приложением N 1 указанного постановления- Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно письменным пояснениям заказчика извещение конкурса на выполнение работ по изготовлению протеза предплечья не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе; в рассматриваемой закупке оценка заявок, определяется по формуле, установленной п. "б" п. 20 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Также указал, что извещение конкурса содержит Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе. На дату рассмотрения жалобы заявителя не подано ни одной заявки от участников закупки.
Исследовав материалы дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Государственное учреждение - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, являясь заказчиком, выступило организатором проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протеза предплечья с микропроцессорным управлением для обеспечения инвалидов в 2022 году с начальной (максимальной) ценой контракта 3 394 300,00 рублей.
27.05.2022 года информация об открытом конкурсе в электронной форме была размещена на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0267200000222000056.
Дата окончания подачи заявок участников закупки-20.06.2022.
Статьей 8 Закона о контрактной системе определены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 11 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должны содержаться, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом (пп.11 п.1 ст 42 ФЗ N 44);
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ N44; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 32 в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Сумма величин значимости всех критериев должна составляет сто процентов.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительством Российской Федерации утверждено Положение оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604) (далее по тексту-Положение).
Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок (п.1 Положения).
Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (п.1 Правил).
В соответствии с пунктом 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели (п. 25 Положения).
Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований настоящего раздела в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (п. 26 Положения).
Согласно п. "б" п. 20 Положения в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, то рассчитывается - по формуле:
Так, согласно Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом закупки (предметом контракта) является изготовление протеза предплечья с микропроцессорным управлением для обеспечения инвалидов в 2022 году.
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме содержит следующий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Оценка заявок на участие в электронном конкурсе осуществляется с использованием следующих критериев оценки, каждому из которых устанавливается значимость критерия оценки, выраженная в процентах:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги - 60%;
б) квалификация участника закупки - 40%.
Сумма величин значимости всех критериев оценки, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, составляет 100%.
Рейтинг по критерию оценки представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.
При оценке по критерию квалификации участников закупки применяются показатели оценки, по каждому из которых устанавливается значимость показателя оценки, выраженная в процентах, а также детализирующие показатели оценки, по каждому из которых устанавливается значимость детализирующего показателя оценки, выраженная в процентах:
наличие у участников закупки финансовых ресурсов :
- стоимость чистых активов -50%;
- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - 30%;
- коэффициент соизмеримости годовой выручки от основной деятельности с суммой договора - 20%;
Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю оценки, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок и последующего деления на количество таких членов.
Оценка заявки (части заявки) по критерию оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому показателю оценки, умноженного на значимость соответствующего показателя оценки. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок и последующего деления на количество таких членов.
Оценка по критерию квалификация участников закупки рассчитывается следующим образом:
где:
Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом N 44-ФЗ оценке по данному критерию оценки;
Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом N 44-ФЗ оценке по данному критерию оценки;
Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом N 44-ФЗ оценке по данному критерию оценки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что указанный порядок оценки заявок установлен в закупке в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 исходя из предмета закупки, с учетом потребностей Заказчика и в равной степени распределяется на всех участников закупки, обратного заявителем не доказано.
Довод заявителя относительно не размещения Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренного Приложением N 1 к Положению об оценке заявок на участие в закупке, не нашел своего подтверждения, поскольку Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на момент рассмотрения жалобы размещен в ЕИС в сфере закупки в составе закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу "Орто-Космос" на действия заказчика Государственного учреждения-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении открытого конкурса в электронной форме (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0267200000222000056) на выполнение работ по изготовлению протеза предплечья с микропроцессорным управлением для обеспечения инвалидов в 2022 году необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 10 июня 2022 г. N 072/06/44/79/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.06.2022