Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
_ - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
_ - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
_. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Нутритек Кострома" (далее - ООО "Нутритек Кострома"): ..., _. (представители по доверенности);
от заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГКУ РС (Я) "РЦ ПРИ МЗ РС(Я)", заказчик): ..., ..., ..., ... (представители по доверенностям);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение): _. (представитель по доверенности),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нутритек Кострома" на действия (бездействие) заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на поставку товара: детского питания для обеспечения бесплатным питанием детей до трех лет (извещение N 0816500000622009498), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 г.
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Нутритек Кострома" на действия заказчика.
Из сути жалобы, ООО "Нутритек Кострома" следует, что в техническом задании заказчика размещено ненадлежащее обоснование использования заявленных требований.
Просят признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что с жалобой не согласны.
Просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения представитель уполномоченного учреждения пояснил, что с жалобой не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Нутритек Кострома" необоснованной по следующим основаниям.
1. Извещение N 0816500000622009498 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки АО "ЕЭТП" - 31.05.2022 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Предмет закупки - на поставку товара: детского питания для обеспечения бесплатным питанием детей до трех лет;
4. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 469 848,00 рублей;
5. Окончание подачи заявок - 24.06.2022.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Исходя из норм части 1 статьи 12 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к объекту закупки. Вследствие этого заказчик самостоятельно, руководствуясь требованиями действующего законодательства, устанавливает в документации об аукционе требования к техническим, функциональным и качественным характеристикам товара, которые отражают специфику деятельности Заказчика, включая наличие соответствующих материально-технических ресурсов, и обеспечивают эффективное расходование бюджетных средств.
В соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (далее - Правила использования КТРУ) заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных в пп. "а" и "б" п. 5 Правил использования КТРУ.
В соответствии с п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Приложением N 1 Извещения о проведении закупки установлено описание объекта закупки.
При этом, описанием объекта закупки также предусмотрено, что при составлении описания объекта закупки Заказчик руководствовался статьей 33 Закона о контрактной системе и использовал уточненные показатели в пределах стандартных значений Технического регламента Таможенного союза "О безопасности молока и молочной продукции" (ТР ТС 033/2013), Технического регламента Таможенного союза "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (ТР ТС 027/2012).
Согласно пп. Б пункта 2 ТР ТС 033/2013 Технического регламента Таможенного союза технический регламент распространяется на продукцию детского питания на молочной основе для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), дошкольного возраста (от 3 до 6 лет), школьного возраста (от 6 лет и старше), адаптированные или частично адаптированные начальные или последующие молочные смеси (в том числе сухие), сухие кисломолочные смеси, молочные напитки (в том числе сухие) для питания детей раннего возраста, молочные каши, готовые к употреблению, и молочные каши сухие (восстанавливаемые до готовности в домашних условиях питьевой водой) для питания детей раннего возраста.
По мнению заявителя следует, что заказчиком установлены зауженные показатели товара от ТР ТС 033/2021, что ограничивает возможность участия в аукционе производителей.
Вместе с тем, на заседание комиссии заказчиком представлено подтверждение (Сравнительная таблица) того, что характеристики которые указаны в Описании объекта закупки подходят к товару как минимум троих производителей по каждой позиции Описания объекта закупки, на основании чего Комиссия Якутского УФАС России делает вывод об отсутствии ограничения участников закупки.
Также заказчиком внесены изменения в извещение, в частности размещены обоснования по каждому пункту необходимости использования дополнительной информации. Показатели товаров подробно и детально описаны со ссылкой на нормативные документы в обосновании использования указанных характеристик. Обоснование является предметным, детализированным и раскрывает действительные потребности заказчика.
Между тем, Комиссия Якутского УФАС России, ознакомившись указанным обоснованием объекта закупки, приходит к выводу, что предусмотренное Законом о контрактной системе требование о наличии в документации о закупке обоснования использования нестандартных показателей товара Заказчиком исполнено надлежащим образом. Указанное обоснование является предметным, в достаточной степени детализированным, раскрывает действительные потребности заказчика.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель. Участник закупки может не являться производителем требуемого к поставке товара, при этом быть готовым поставить товар, соответствующий требованиям документации, составленной в соответствии с потребностями Заказчика.
В извещении о проведении закупки не установлено дополнительных требований к самому товару и требований к участникам закупки, отсутствуют требования о поставке товара исключительно производителем либо уполномоченным им лицом.
Между тем, нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лиц, исполнение контракта которыми в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в рассматриваемом случае предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции.
В связи с этим в участником закупки могло быть любое заинтересованное лицо: поставщики, дилеры, дистрибьютеры и так далее, а не только производитель таких товаров.
Заявителем подтверждения невозможности участия в данной закупке, а именно невозможности предложения к поставке товара соответствующего потребностям заказчика не представлено.
Следовательно, любой участник электронного аукциона имеет возможность приобрести товар по указанным позициям с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данного электронного аукциона (поставщик, посредник, дистрибьютор, производитель).
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.
Таким образом, жалоба ООО "Нутритек Кострома" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нутритек Кострома" на действия (бездействие) заказчика Государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Ресурсный центр при Министерстве здравоохранения Республики Саха (Якутия)" при проведении электронного аукциона на поставку товара: детского питания для обеспечения бесплатным питанием детей до трех лет (извещение N 0816500000622009498) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 июня 2022 г. N 014/06/49-735/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2022