Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу САО "ВСК" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Московской областной думы (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг добровольного медицинского страхования (извещение N 0148200000522000013 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего положения извещения о проведении Конкурса в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 86 468 698,63 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 17.06.2022.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
1) В порядке рассмотрения и оценки заявок по показателю "Прирост сборов по ДМС в 2021 году по отношению к 2020 году, %" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Показатель оценивается по данным:
Форма по ОКУД 0420162 Раздел 1 за 2020 год:
- стр. 126, стб. 3 (Страховые премии (взносы) по договорам страхования)
Форма по ОКУД 0420162 за 2021 год Раздел 1. Страховые премии и выплаты по договорам страхования, страховая сумма по заключенным и действовавшим договорам страхования, количество заключенных и действовавших договоров страхования, заявленных и урегулированных страховых случаев:
- стр.1.03.2стб.1 (Страховые премии (взносы) по договорам страхования с ФЛ)
- стр.2.03.2стб.1 (Страховые премии (взносы) по договорам страхования с ЮЛ)
- стр.3.03.2стб.1 (Страховые премии (взносы) по договорам страхования с ИП)
Расчет показателя участника производится по формуле:
(Ф.ОКУД 0420162 за 2021 г. раздел 1 (стр.1.03.2стб.1 + стр.2.03.2стб.1 + стр.3.03.2стб.1) / Ф.ОКУД 0420162 за 2020 г. раздел 1 стр. 126 стб. 3) * 100%.
Показатель рассчитывается по формуле:
, где Xminпред = 112,98% (прирост сборов по ДМС в 2021 году по отношению к 2020 году у страховых компаний в РФ по данным сайта ЦБ)".
2) В порядке рассмотрения и оценки заявок по показателю "Средний уровень выплат по ДМС за 2019-2021 годы, %" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Показатель оценивается по данным:
Форма по ОКУД 0420162 Раздел 1 за 2019 год:
- стр. 126, стб. 3 (Страховые премии (взносы) по договорам страхования)
- стр. 126, стб. 9 (выплаты по договорам страхования, всего)
Форма по ОКУД 0420162 Раздел 1 за 2020 год:
- стр. 126, стб. 3 (Страховые премии (взносы) по договорам страхования)
- стр. 126, стб. 9 (выплаты по договорам страхования, всего)
Форма по ОКУД 0420162 за 2021 год Раздел 1. Страховые премии и выплаты по договорам страхования, страховая сумма по заключенным и действовавшим договорам страхования, количество заключенных и действовавших договоров страхования, заявленных и урегулированных страховых случаев:
- стр.1.03.2стб.1 (Страховые премии (взносы) по договорам страхования с ФЛ)
- стр.2.03.2стб.1 (Страховые премии (взносы) по договорам страхования с ЮЛ)
- стр.3.03.2стб.1 (Страховые премии (взносы) по договорам страхования с ИП)
- стр.1.03.2стб.23 (страховые выплаты ФЛ)
- стр.2.03.2стб.23 (страховые выплаты ЮЛ)
- стр.3.03.2стб.23 (страховые выплаты ИП)
Расчет значения Хi участника производится по формуле:
БYi = (УВ2019i + УВ2020i + УВ2021i) / 3
, где УВ2019i - уровень выплат по ДМС за 2019 г., рассчитывается по формуле:
УВ2020i - уровень выплат по ДМС за 2020 г., рассчитывается по формуле:
УВ2021i - уровень выплат по ДМС за 2021 г., рассчитывается по формуле:
(стр.1.03.2стб.23 + стр.2.03.2стб.23 + стр.3.03.2стб.23) / (стр.1.03.2стб.1 + стр.2.03.2стб.1 + стр.3.03.2стб.1) * 100%
Шкала оценки:
Значение среднего уровня выплат по ДМС за 2019-2021 годы |
Хi |
>50% и <55% |
100 |
55% и <65% |
50 |
50% или 65% |
0 |
Оценка заявок осуществляется по формуле:
где:
Хmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Хi - предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Хmin - минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки".
При этом, указанный порядок оценки по показателям "Средний уровень выплат по ДМС за 2019-2021 годы, %", "Прирост сборов по ДМС в 2021 году по отношению к 2020 году, %" не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления ненадлежащим образом порядка оценки заявок участников закупки нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: "(Показатель Средний уровень выплат по ДМС за 2019-2021 годы, %). В соответствии с ч. 4 ст. 42 заказчиком были внесены изменения в извещение об осуществлении закупки, в действующей редакции данный показатель отсутствует".
3) По мнению Заявителя, Заказчиком указаны показатели оценки, не предусмотренные нормами Положения об оценке.
Пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчиком в рамках критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены следующие показатели:
"Наличие отказов по ДМС за 2019-2021 гг.";
"Прирост сборов по ДМС в 2021 году по отношению к 2020 году, %";
"Средний уровень выплат по ДМС за 2019-2021 годы, %";
"Качество урегулирования убытков: Отношение числа урегулированных к числу заявленных страховых случаев в 2021 году, %".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных показателей оценки не соответствуют Положениям и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
4) В порядке рассмотрения и оценки заявок Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"* Сведения подтверждаются копией формы ОКУД 0420162 "Сведения о деятельности страховщика" за 2019-2021 годы. Допустимо предоставление только раздела 1 указанной формы. Информация, представленная в составе заявки, должна соответствовать размещенной на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации https://cbr.ru/statistics/insurance/report_individual_ins".
Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым: "В соответствии с ч. 4 ст. 42 заказчиком были внесены изменения в извещение об осуществлении закупки, в действующей редакции указанное требование исключено".
2. В порядке рассмотрения и оценки заявок по показателю "Качество урегулирования убытков: Отношение числа урегулированных к числу заявленных страховых случаев в 2021 году, %" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Показатель оценивается по данным:
Форма по ОКУД 0420162 за 2021 год Раздел 1. Страховые премии и выплаты по договорам страхования, страховая сумма по заключенным и действовавшим договорам страхования, количество заключенных и действовавших договоров страхования, заявленных и урегулированных страховых случаев:
- стр.1.03.2стб.17 (количество страховых случаев заявленных по ФЛ)
- стр.2.03.2стб.17 (количество страховых случаев заявленных по ЮЛ)
- стр.3.03.2стб.17 (количество страховых случаев заявленных по ИП)
- стр.1.03.2стб.18 (количество страховых случаев, урегулированных по ФЛ)
- стр.2.03.2стб.18 (количество страховых случаев, урегулированных по ЮЛ)
- стр.3.03.2стб.18 (количество страховых случаев, урегулированных по ИП)
Расчет показателя участника производится по формуле:
(Ф.ОКУД 0420162 за 2021 г. Раздел 1 (стр.1.03.2стб.18 + стр.2.03.2стб.18 + стр.3.03.2стб.18) / Ф.ОКУД 0420162 за 2021 г. Раздел 1 (стр.1.03.2стб.17 + стр.2.03.2стб.17 + стр.3.03.2стб.17)) * 100%.
Показатель оценивается по форме 0420162 за 2021 год Раздел 1 по формуле
, где Хmax = 143,25% (Уровень качества урегулирования убытков у страховых компаний в РФ по данным ЦБ)".
В порядке рассмотрения и оценки заявок по показателю "Наличие отказов по ДМС за 2019-2021 гг" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Показатель оценивается по данным:
Форма по ОКУД 0420162 Раздел 1 за 2019 год:
- стр. 126, стб. 8 (количество отказов в страховой выплате)
Форма по ОКУД 0420162 Раздел 1 за 2020 год:
- стр. 126, стб. 8 (количество отказов в страховой выплате)
Форма по ОКУД 0420162 за 2021 год Раздел 1. Страховые премии и выплаты по договорам страхования, страховая сумма по заключенным и действовавшим договорам страхования, количество заключенных и действовавших договоров страхования, заявленных и урегулированных страховых случаев:
- стр.1.03.2стб.19 (количество отказов в страховой выплате по договорам страхования с ФЛ)
- стр.2.03.2стб.19 (количество отказов в страховой выплате по договорам страхования с ЮЛ)
- стр.3.03.2стб.19 (количество отказов в страховой выплате по договорам страхования с ИП)".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что установленные показатели "Качество урегулирования убытков: Отношение числа урегулированных к числу заявленных страховых случаев в 2021 году, %", "Наличие отказов по ДМС за 2019-2021 гг" не свидетельствует об отсутствие возможности надлежащего исполнения контракта, заключаемого по результатам проведения Конкурса.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу САО "ВСК" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 14.06.2022 N 050/06/105-20657/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 14 июня 2022 г. N 050/06/105-20657/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2022