Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России, Управление, Комиссия контрольного органа) в составе:
председателя Комиссии:- заместителя руководителя Управления; членов Комиссии: - ведущего специалиста-эксперта Управления, - главного специалиста- эксперта Управления,
в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии ч пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон NФЗ - 44), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), пунктами 6.4 - 6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15,
жалобы общества с ограниченной ответственностью "АКВА-ПЛЮС" (далее - ООО "Аква-Плюс", Общество, Заявитель) на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа (далее - Уполномоченный орган), Заказчика - Казённого учреждения Ненецкого автономного округа "Централизованный стройзаказчик" (далее - КУ НАО "ЦСЗ", Заказчик) при проведении в порядке части 19 статьи 48 Закона N44-ФЗ открытого конкурса в электронной форме в отношении наименования объекта закупки: "Выполнение работ по разработке проектной документации и строительству объекта "Многоквартирный жилой дом по ул. Хатанзейского" (Извещение N 0184200000622000523), поступившей через Единую информационную систему в сфере закупок (далее -ЕИС) (вх. N 1553):
1)извещение N0184200000622000523 о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 13.052022;
2)наименование объекта закупки: "Выполнение работ по разработке проектной документации и строительству объекта "Многоквартирный жилой дом по ул. Хатанзейского";
3)начальная максимальная цена контракта (далее - НМЦК) - 894 745 700, 00 руб.;
4)способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
5)дата и время окончания подачи заявок - 03.06.2022 09:00 (МСК);
6)дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 07.06.2022;
7)дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 08.06.2022, размещены в ЕИС - 03.06.2022 17:41 (МСК);
8)определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта приостановлено по требованию контрольного органа (Жалоба N202200187299000094);
9) на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка;
10) в соответствии с пунктом 10 Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0184200000622000523 от 03.06.2022 контракт заключается с участником закупки с идентификационным N111994324 с ценовым предложением 894 745 700,00 руб.;
с дистанционным участием в рассмотрении обращения жалобы (обращения) в порядке, определенном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27895/20,
в присутствии представителей Уполномоченного органа и Заказчика, действующих на основании доверенностей, участвовавших посредством веб-видеоконференцсвязи от ПАО "Ростелеком",
в отсутствии Заявителя (представителя), надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения дела N08/06/106-24/2022,
УСТАНОВИЛА:
Из доводов жалобы Заявителя следует, что конкурсная документация по оспариваемому объекту закупки составлена с нарушением статьи 110.2 Закона о контрактной системе в связи с тем, что требование в отношении минимальной стоимости исполненных контрактов является ненадлежащим ввиду ограничения конкуренция. Кроме того, по мнению Заявителя, такое требование лишает возможности предоставления контрактов с незначительной меньшей ценой, которая будет составлять минимальный предел установленный Заказчиком для оценки заявки, и влекущей за собой нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Уполномоченным органом, Заказчиком представлены запрошенные документы и письменные пояснения (возражения) по существу жалобы.
В соответствии представленным в порядке части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе письменным пояснениям (возражениям) Уполномоченный орган и Заказчик с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной ввиду соответствия конкурсной ной документации требованиям Закона о контрактной системе.
На основании части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Другие доводы и документы Заявителем на момент рассмотрения дела в контрольный орган не представлены.
Комиссией Ненецкого УФАС России исследованы сведения о том, что Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и другие документы, предусмотренные Законом о контрактной системе по закупке N 0184200000622000523, размещены ЕИС и находятся в открытом доступе.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, и сопоставив их с фактическими обстоятельствами и представленными документами, в том числе с учетом размещенных сведений в ЕИС, оценив их в совокупной правовой взаимосвязи, Комиссия Ненецкого УФАС России установила следующие основания.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 19 статьи 48 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки не установлены критерии, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, а также в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства электронный конкурс проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей:
1) заявка состоит из второй и третьей частей. Вторая часть должна также содержать информацию, предусмотренную подпунктом "а" (за исключением случая включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства) и подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Положения частей 3 - 10 настоящей статьи не применяются;
2) не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части поданных заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона;
3) действия, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, осуществляются не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с пунктом 2 настоящей части вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки;
4) не позднее одного часа с момента получения протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке в соответствии с пунктом 2 части 11 настоящей статьи оператор электронной площадки направляет заказчику третьи части заявок на участие в закупке, поданные участниками закупки, вторые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также размещает протокол, предусмотренный частью 13 настоящей статьи, в единой информационной системе и на электронной площадке.
Согласно части 20 статьи 48 Закона о контрактной системе если электронный конкурс признан несостоявшимся в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 52 настоящего Федерального закона, такой конкурс проводится с учетом особенностей, установленных частями 2 - 4 и 7 статьи 52 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 52 Закона о контрактной системе если в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, электронный конкурс признан несостоявшимся по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в закупке, такой конкурс проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей:
1) оценка, предусмотренная подпунктом "б" пункта 1 части 11, подпунктом "а" пункта 1 части 15 статьи 48 настоящего Федерального закона, не осуществляется;
2) контракт с участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке, соответствующую требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Извещением N0184200000622000523 на выполнение работ по разработке проектной документации и строительству объекта "Многоквартирный жилой дом по ул. Хатанзейского" (см. Приложение N 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по заполнению заявки) предусмотрено о том, что подача заявки на участие в конкурсе означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на выполнение работы на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в конкурсе. Заявка на участие в конкурсе состоит из двух частей.
В соответствии с частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
В вышеуказанном Извещении (см. пункт 8. "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом") установлено, что "для оценки заявок используются критерии, установленные в соответствии с Законом и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
1. Цена контракта, максимальное количество баллов - 100, значимость - 60%, коэффициент значимости - 0,6.
2. Квалификация участников закупки, максимальное количество баллов - 100, значимость - 40%, коэффициент значимости - 0,4.
Перечень показателей и порядок оценки - в соответствии с приложением N 4 к Извещению об осуществлении закупки".
Kонкурсной документацией, то есть Приложением N 4 к Извещению об осуществлении закупки в разделе II "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", предусмотрены положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки (таблица 1).
Отдельными положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа (таблица N 1), установлен следующий порядок оценки заявок:
2.1. |
Показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" Детализирующий показатель: "Признак N1 (общее количество исполненных участником закупки договоров)" |
Наличие у участника конкурса опыта по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера за последние 5 лет (2017-2022 гг.)
Предмет договоров, оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом договора, заключаемого по результатам конкурса: Работы (услуги) сопоставимого характера: - работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов); - одновременное выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства (за исключением линейного объекта); - одновременное подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Данные работы (услуги) должны быть поименованы в предмете контракта (договора) и (или) в описании объекта закупки (техническом задании), которое является неотъемлемой частью контракта (договора). Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта: 1) Копии заключенных и исполненных договоров на выполнение работ (оказание услуг). К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в полном объеме исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней), в случае их начисления. 2) Копии актов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг) по вышеуказанным договорам, при этом последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Копии указанных договоров и актов принимаются к оценке в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (если получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрено градостроительным законодательством РФ). 4) В случае, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, предоставляется: - разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (если получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотрено градостроительным законодательством РФ). Цена каждого договора (контракта) составляет не менее 200 000 000 (Двести миллионов) рублей (Цена договора (контракта) в иностранной валюте учитывается по курсу ЦБ РФ на день заключения контракта (договора)). Работы (услуги) должны быть выполнены на территории, которая одновременно отвечает следующим условиям: - район Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченным сроком завоза грузов (продукции), согласно постановлению Правительства от 23.05.2000 г. N 402 "Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)"; - сухопутная территория Арктической зоны Российской Федерации, определенная Указом Президента от 02.05.2014 г. N296 "О сухопутных территориях арктической зоны Российской Федерации".
Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Контракты (договоры), расторгнутые в связи с нарушением обязательств со стороны подрядчика (исполнителя), не учитываются при оценке.
Отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки участника не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации. В случае непредставления документов, либо в случае их несоответствия установленным выше требованиям, представленной заявке присваивается 0 баллов по соответствующему критерию (показателю). |
При этом пунктом 5 Извещения в отношении наименования объекта закупки в виде -"Выполнение работ по разработке проектной документации включая архитектурно-строительное проектирование и выполнение инженерных изысканий с получением положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в том числе в части достоверности определения сметной стоимости строительства объекта "Многоквартирный жилой дом по ул. Хатанзейского" установлен код позиции - КТРУ 71.12.12.000-00000009, который предусмотрен правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При исследовании представленных сторонами материалов, а также опубликованных в ЕИС сведений (информаций) по рассматриваемой закупке, Комиссия Ненецкого УФАС России приходит к выводу о том, что комиссией по осуществлению закупок в составе Уполномоченного органа и Заказчика, при рассмотрении заявок порядок оценки заявок на участие в конкурсе не нарушен, поскольку данный порядок соответствует вышеизложенным нормам Закона о контрактной системе в силу следующих обстоятельств.
По окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, которая соответствует требованиям Извещения об осуществлении закупки.
Комиссией по осуществлению закупки в соответствии с пунктами 10 и 11 Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0184200000622000523 от 03.06.2022 вынесено решение о заключении контракта с участником закупки с идентификационным N111994324, у которого ценовое предложение составило 894 745 700,00 руб.
Заявитель, оспаривая детализирующий показатель "Признак N 1 (общее количество исполненных участником закупки договоров) (см. пункт 2.1 "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" конкурсной документации (таблица N1), ссылается на письмо ФАС России от 08 декабря 2021 г. МШ/105064/21, пунктом 1 которого предусмотрено следующее основание: "установление в документации о закупке требований к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта выполнения работ у участника закупки, не соответствует положениям пункта 27 (2) Правил".
Между тем в содержании данного письма в качестве Правил предусмотрено Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которое утратило силу с 01 января 2022 г. в связи с изданием с 31.12.2021 Постановления Правительства РФ N 2604.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение об оценке заявок, Положение) (см. пункт 1 постановления Правительства N 2604).
Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 Положения при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 3 настоящего Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" пункта 3 настоящего Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов.
Довод Заявителя о том, что Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 не содержит требование стоимости исполненных контрактов не подтверждается в силу следующих оснований.
В соответствии с пунктом 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В рассматриваемом случае Комиссия Ненецкого УФАС России , оценив положения конкурсной документации, сопоставив доводы Заявителя об установлении Заказчиком требований стоимости исполненных контрактов, не соответствующих Постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 N2604, в том числе связанных с выполнением работ на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, исходит из следующих оснований.
В целях выявления лучшего предложения и для обеспечения возможности сопоставления заявок порядок оценки конкурсной документации должен содержать предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям.
Прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формулу расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкалу предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающую интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику.
В соответствии с пунктом 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели. Между тем из содержания показателя, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, следует, что показателем нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки", является наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта.
Кроме того, "право заказчика самостоятельно определять в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки , по смыслу приведенных выше норм федерального закона и Правил оценки заявок, не только допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Иной подход не отвечал бы самой цели Федерального закона от 5 апреля 2013 г N 44-ФЗ, предусмотренной в его статье 1 (повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок), и, как следствие, не обеспечивал выявление объективно лучшего условия исполнения контракта и допускал неэффективное использование денежных средств, затрачиваемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (данный вывод содержится в Решении Верховного Суда РФ от 11 апреля 2016 г. NАКПИ 16-53).
Исходя из правового смысла статьи 1 Закона о контрактной системе, предусматривающего действия, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, а также по выявлению объективно лучшего условия исполнения контракта, в том числе исходя из особенностей исполнения контрактов (см. подпункт 4 части 1 данной статьи), любой заказчик и (или) уполномоченное лицо заинтересованы в надлежащем исполнении условий и сроках заключенного контракта, в том числе путем установления количественного характера опыта работы (оказания услуги), связанного с предметом контракта. Поэтому Заказчиком к оценке приняты исполненные участником контракты (договора) при цене не менее двухсот миллионов руб.
При таких данных, положения порядка оценки конкурсной документации, установленные на правоусмотрение заказчика и предусматривающие оценку опыта, как наличие у участника конкурса опыта по успешному выполнению работ (оказанию услуг) сопоставимого характера за последние 5 лет (2017-2022 гг.), позволяют потенциальным участникам закупки представить более объемный опыт, что, очевидно, не препятствуют сопоставлению заявок и напрямую не противоречит нормам законодательства о контрактной системе.
Кроме того, оценка контрактов (договоров), работы по которым выполнены на ограниченной территории, обладающей особыми природно-климатическими условиями, напрямую влияющими на процесс выполнения работ по контракту, планируемому к заключению по результатам закупки, также не противоречит законодательству о контрактной системе и Положению для оценки заявок.
Как указано выше, Заказчик обладает неотъемлемым правом определить содержание сопоставимости характера принимаемого к оценке опыта. В данном конкретном случае, в частности, строительные работы на территории Крайнего Севера имеют свою специфику, ввиду, например, глубинного промерзания почв и грунтов, а также связанных с этим значительных потерь тепла, что требует опыта применения особых способов и технологий в строительстве, и необходимость применения квалифицированных знаний по опыту применения.
В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 03.01.1981 N 12 ( в ред. от 27.02. 2018) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029" (вместе с "Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера") в состав районов Крайнего Севера входит Ненецкий автономный округ.
В связи с тем, что в конкурсной документации предусмотрено: "Работы (услуги) должны быть выполнены на территории, которая одновременно отвечает следующим условиям:
- район Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченным сроком завоза грузов (продукции), согласно постановлению Правительства от 23.05.2000. N 402 "Об утверждении Перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)";
- сухопутная территория Арктической зоны Российской Федерации, определенная Указом Президента от 02.05.2014. N296 "О сухопутных территориях арктической зоны Российской Федерации", Комиссия контрольного органа исходит из того, что данные условия предстоящего выполнения работ находятся во взаимосвязи с другими критериями, изложенными в отношении показателей оценки, и не противоречат требованиям Закона ФЗ-44.
Указанные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок, что соответствует требованиям части 7 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Кроме того, по оцениваемому критерию в конкурсной документации также предусмотрено следующее основание:
В случае непредставления информации и подтверждающих документов по оцениваемому критерию (показателю), участнику не присваиваются баллы по соответствующему критерию (показателю). Итоговое количество баллов присваивается заявке путём суммирования баллов присвоенных по критериям. |
Таким образом, отсутствие у участника конкурса успешного опыта работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в том числе при наличии ограниченного сроком завоза грузов (продукции), не сможет ему способствовать выявлению особенностей предстоящего исполнения контракта, тем более, одновременно связанных из главных условий- разработки проектной документации и строительства многоквартирного жилого дома, столь актуального для по улучшению жилищных условий жителей округа.
В соответствии с частью 56 статьи 110 Закона о контрактной системе до 1 января 2024 года предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Таким образом, особые условия работы в районах Крайнего Севера в любом случае Заказчиком и Уполномоченным органом при обосновании конкурсной документации должны были учитываться.
Кроме того, по данному выводу необходимо принять во внимание и иные основания, которые также предусматривают в аукционной (конкурсных) документациях другие заказчики на территории России, в том числе в отношении строительства многоквартирных домах в сейсмических (горных) местностях, где также требуется подтверждение специфики выполнения работ в этих условиях.
При этом необходимо также отметить о том, что правовая позиция Комиссии контрольного органа относительно условий сопоставимости по выполнению работ по строительству или реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных работ) на территории, которая одновременно отвечает условиям Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сухопутной территории Арктической зоны, совпадает с позицией ФАС России, изложенной в решении по делу NК-1305 от 09.10.2015 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также позицией других территориальных органов ФАС России .
Таким образом, в данном конкретном случае, Комиссия Ненецкого УФАС России считает, что Заказчиком и Уполномоченным органом правильно приняты во внимание обстоятельства ведения строительных работ на территории Крайнего Севера, имеющих свою специфику исходя из природно-климатических условий и требующих опыта применения особых способов и технологий в строительстве, что и подтверждено позицией ФАС России.
Установление изложенного критерия оценки при проведении рассматриваемой закупки является правомерным требование к квалификации участников закупки, напрямую связаны с предметом контракта.
При этом наличие данного требования позволяет гарантировать Заказчику должную меру поведения и исполнения обязательств по контракту Подрядчиком, а в данном конкретном случае, с учетом специфики территории Крайнего Севера, преследует цель недопущения нарушений бюджетного законодательства и причинению ущерба бюджету НАО.
Кроме вышеизложенного Комиссия Ненецкого УФАС России считает необходимым отметить, что проведение закупки предполагалось способом открытого конкурса, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, которые определяются на стадии оценки, а не подачи заявок.
Заказчик вправе указать перечень сведений и документов, которыми участник закупки может подтвердить свою квалификацию. Комиссия контрольного органа приходит к выводу, что критерии оценки спорного показателя не препятствуют участию в конкурсе и не означают невозможность стать победителем, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а направлены на выбор победителем конкурса того, кто предоставил наилучшие условия выполнения работ, поскольку используемый заказчиком показатель предполагал привлечь наибольшее количество участников в объявленных торгах (закупках).
В целях исследования обстоятельств жалобы Заявителя в совокупной взаимосвязи действиями Заказчика Комиссией выявлено, что Заказчику по рассматриваемой жалобе запросов о даче разъяснений конкурсной документации не поступали, а по рассматриваемой закупке на участие в открытом конкурсе была подана лишь одна заявка.
В связи с тем, что Заявитель в своей жалобе затрагивает проблемы о нарушении прав потенциальных участников закупки в пределах границ определенного региона России, и, тем самым, об ограничении конкуренции, поэтому Комиссия контрольного органа обращает внимание на то, что ООО "Аква-Плюс" непосредственным участником закупки не является, заявку не подавал и не был заинтересован в участии этой закупки.
Кроме того, Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие реальность намерений участвовать в открытом конкурсе в электронной форме, а также способность выполнить работы, которые являлись объектом закупки, их соответствие критериям отбора заявок.
Оснований полагать, что вследствие действий Заказчика и Уполномоченного органа допущено нарушение прав и законных интересов ООО "Аква-Плюс", в том числе в отношении неопределенного круга лиц, не участвовавших в закупочной процедуре, не имеется. Поэтому Комиссия Ненецкого УФАС России подходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя с учетом следующих сведений.
В соответствии с представленными пояснениями Уполномоченного органа (вх.N1587 от 07.06.2022) и приобщенными в отношении Заявителя письменными материалами, следует, что ООО "Аква-Плюс", являющееся малым предприятием с датой включения в реестр МСП от 10.08.2020 и основным видом деятельности которого является распределение воды для питьевых и промышленных нужд, в период с 25.09. 2020 по 31.12.2020 заключил 7 контрактов на общую сумму 19 719,22 руб, а также за периоды с 12.11.2020 по 31.12.2020 и с 26.01.2021 по 31.12.2021 всего 10 контрактов на общую сумму 267 302,61 руб. Между тем из источника "ЕИС в сфере закупок" следует, что ООО "Аква-Плюс" в качестве Заявителя по разным объектам закупок в 2022 г. подано 90 жалоб ФАС (в территориальные управления), но из которых непосредственно жалобы им в качестве субъекта (участника закупки) не поданы, о чем подтверждают соответствующие сведения.
Комиссия контрольного органа полагает о том, что в случае, если чьи-то права в качестве потенциальных участников были затронуты, то они вправе в самостоятельном порядке обращаться по предположительному нарушению прав Закона о контрактной системе.
В этой связи Комиссия контрольного органа считает правильным позицию Заказчика, изложенному в письменных пояснениях (вх. N 1592 от 07.06.2022) о том, что жалоба ООО "Аква-Плюс" "основана на желании заявителя оказать воздействие на заказчика в целях изменения показателей оценки заявок и для победы в конкурсе третьего лица. Данный факт указывает на признаки недобросовестной конкуренции и злоупотреблении правом".
Таким образом, поскольку предмет закупки обладает явной спецификой, Комиссия контрольного органа считает условия порядка оценки конкурсных заявок в спорной части правомерными, а открытый конкурс в электронной форме проведен с соблюдением принципов осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе принципов обеспечения конкуренции и эффективности расходования бюджетных средств.
В силу изложенных оснований, Комиссия контрольного органа подходит к выводу о том, что доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в конкурсной документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем жалобы не представлено.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, о совершении (при необходимости) действий, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, и выдает (при необходимости) предписание об устранении допущенных нарушений, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Проверив представленные письменные доказательства, их соответствие нормам действующего законодательства, Комиссия Ненецкого УФАС России жалобу ООО "Аква-Плюс" считает необоснованной, в связи с тем отсутствуют основания обязывающего характера в отношении конкурсной документации, действий (бездействий) Уполномоченного органа и и Заказчика.
В соответствии с изложенными основаниями и руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Аква-Плюс" (ОГРН 1205600008679) на действия Уполномоченного органа - Управления государственного заказа Ненецкого автономного округа, Заказчика - Казённого учреждения Ненецкого автономного округа "Централизованный стройзаказчик" при проведении открытого конкурса в электронной форме в отношении наименования объекта закупки: "Выполнение работ по разработке проектной документации и строительству объекта "Многоквартирный жилой дом по ул. Хатанзейского" (Извещение N 0184200000622000523) - необоснованной.
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 9 июня 2022 г. N 083/06/106-24/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2022