Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу (далее - Ненецкое УФАС России, Управление, Комиссия контрольного органа) в составе: председателя Комиссии: - заместителя руководителя Управления; членов Комиссии: - главного специалиста - эксперта Управления, - ведущего специалиста - эксперта Управления, в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии ч пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон NФЗ - 44), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), пунктами 6.4 - 6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобы общества с ограниченной ответственностью производственно-конструкторской компании "Уралтеплоэнергокомплект" (далее - ООО ПКК "УРАЛТЭК", Общество, Заявитель) на действия Заказчика - муниципального предприятия Заполярного района "СЕВЕРЖИЛКОМСЕРВИС" (далее - МП ЗР "Севержилкомсервис", Заказчик) при проведении электронного аукциона в отношении наименования объекта закупки: "Поставка котельного оборудования для нужд центральной котельной п. Каратайка" (Извещение N 0584300000322000014), поступившей через Единую информационную систему в сфере закупок (далее -ЕИС) (вх. N 1609 от 09. 06.2022):
1)Извещение N0584300000322000014 о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 01.06.2022;
2)Наименование объекта закупки: "Поставка котельного оборудования для нужд центральной котельной п. Каратайка";
3)Начальная максимальная цена контракта (далее - НМЦК) - 4 240 916, 97 руб.;
4)Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
5)Дата и время окончания срока подачи заявок - 09.06.2022 09:00 (МСК);
6)Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара , работы, услуги - 09.06.2022;
7) Протокол подачи ценовых предложений от 09.06.2022 - размещено в ЕИС 09.06.2022 12:01 (МСК);
8) Дата подведения итогов определения поставщика (поставщика, исполнителя) -10.06.2022;
с дистанционным участием в рассмотрении обращения жалобы (обращения) в порядке, определенном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27895/20, в присутствии представителя Заказчика, действующего на основании доверенности, в отсутствии Заявителя (представителя), надлежащим образом уведомленного о дате, времени, месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Согласно доводу жалобы Заявителя в соответствии с описанием объекта закупки заказчик закупает котёл водогрейный и горелку. Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд имеет соответствующий код по каждой позиции: Котел водогрейный имеет код КТРУ 25.21.12.000-00000005 (котел водогрейный), Горелка имеет код КТРУ 28.21.10.000-00000017 (устройство топочно-горелочное). Заказчик при размещении закупки указал КТРУ, который не соответствует закупаемому оборудованию, что усложняет поиск закупки через поисковые системы по коду КТРУ. В дополнительном порядке Заявитель указал на неустановление требования об ограничении допуска иностранных товаров в соответствии п. 97 приложения N 1 Постановления Правительства РФ N 617.
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Заказчиком представлены запрошенные документы и письменные пояснения (возражения) по существу жалобы.
Комиссией Ненецкого УФАС России исследованы сведения о том, что соответствующее извещение о проведении электронного аукциона и другие документы, предусмотренные Законом о контрактной системе по закупке N 0584300000322000014, размещены в ЕИС и находятся в открытом доступе.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, и сопоставив их с фактическими обстоятельствами и представленными документами, в том числе с учетом размещенных сведений в ЕИС, оценив их в совокупной правовой взаимосвязи, Комиссия Ненецкого УФАС России установила следующие основания.
По смыслу частей 1, 2 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
В силу части 6 статьи 23 Закона 44-ФЗ правила использования КТРУ устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В силу пункта 4 Правил использования КТРУ заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Извещением N0584300000322000014 на поставку котельного оборудования для нужд центральной котельной п. Каратайка код позиции по КТРУ Заказчиком предусмотрен 25.30.12.113.
Согласно пункту 12 Правил формирования каталога код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Из письменных и устных пояснений Заказчика следует, что в извещении о проведении электронного аукциона указан код позиции КТРУ 25.30.12.113, поскольку Заказчиком закупается котельное оборудование в комплектации с горелкой, и данный товар не предусмотрен (отсутствует) в КТРУ, поэтому им выбран максимально близкий код товара, который согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2)ОК034-2014 - Оборудование котельное -25.30.12.113. Закупаемый товар, а именно водогрейный жаротрубный котел должен быть укомплектован жидкотопливной двухступенчатой горелкой. Данное требование обусловлено необходимостью обеспечения 100% совместимости котла и горелки.
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что закупка заказчиком товаров, не отвечающих его потребностям, может привести к нарушению требований статьи 12 Закона, нерезультативности осуществления закупки, неэффективному расходованию выделенных для нее средств и повлечь ответственность в соответствии с действующим законодательством.
При этом Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение об аукционе требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Довод Заявителя, изложенный в жалобе, не нашел своего подтверждения.
По второму доводу жалобы Комиссия отмечает, пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617) установлено, что ограничения, предусмотренные данным Постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые Заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Код ОКПД2 - 25.30.12.113, используемый Заказчиком, не входит в перечень Постановления N 617. Следовательно, Заказчик не должен устанавливать требование об ограничении допуска иностранных товаров по Постановлению N617.
Таким образом, довод Заявителя признан необоснованным.
В результате осуществления внеплановой проверки Комиссия контрольного органа отмечает, в соответстии со ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.
П.1 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в указанных в приложении N 1, приложении N 2 (далее - Приложение).
Согласно приложению N 1 к Приказу N 126н условия допуска применяются в том числе, ко всем товарам Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), (далее - ОКПД2), код которых относится к классу 25 (за исключением 25.11.9, 25.12.9, 25.21.9, 25.29.9, 25.30.9, 25.40.9, 25.5, 25.6, 25.71.9, 25.72.9, 25.73.30; 25.73.40; 25.73.60, 25.73.9, 25.91.9, 25.92.9, 25.93.9, 25.94.9, 25.99.9).
Таким образом, в связи с тем, что товары, а именно: оборудование котельное (класс 25 ОКПД 2) содержатся в приложении N 1 к Приказу N 126н и не попадают под исключение, то установление заказчиком условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Приказом N 126н в спорной закупке является обязательным к применению.
Таким образом, в действиях МП ЗР "Севержилкомсервис" установлено нарушение части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ.
Вместе с тем, Комиссия контрольного органа, принимая во внимание заявки участников закупки (5 зявок) приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем предписание об устранении нарушения Заказчику не выдавать.
На основании вышеизложенных выводов и руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Ненецкого УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ПКК "УРАЛТЕПЛОЭНЕРГОКОМПЛЕКТ" на действия Заказчика - муниципального предприятия Заполярного района "Севержилкомсервис" при проведении электронного аукциона по наименованию объекта закупки: "Поставка котельного оборудования для нужд центральной котельной п. Каратайка" (Извещение N0584300000322000014) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение нарушение части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. За нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, материалы дела передать должностному лицу Ненецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности, предусмотренное частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. По результатам рассмотрения жалобы Заказчику предписание не выдавать в связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя).
Настоящее решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 15 июня 2022 г. N 083/06/106-26/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.06.2022