Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова, заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интереса:
- ГУ Региональное отделение фонда социального страхования РФ по Республике Крым (далее - Заказчик) - Баскакова Е.Г., Шитькова Е.Н., Солодовникова Ю.Г. (по доверенности);
- ООО "Орто-маркет" (далее - Заявитель) - Попандопуло В.В. (по доверенности),
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым" (извещение N 0275100000122000109) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Как следует из жалобы Заявителя, Заказчиком по показателю "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", неправомерно установлен детализирующий показатель, в рамках которого к оценке принимается общая цена исполненных участником закупки договоров.
В соответствии с жалобой Заявителя:
"Закон предусматривает, что оценка участников Конкурса по нестоимостному критерию объективно должна предполагать, что преимущества по данному критерию оценки получат именно такие организации, которые уже имеют опыт работы на соответствующем рынке, по отношению к организациям, лишь только пришедшим на данный рынок.
При этом сама природа критериев такова, что действительно кому-либо начисляется большее количество баллов, кому-то меньшее, и в отличии от аукционов при проведении конкурса определяется участник, предложивший именно лучшие условия исполнения контракта, а не исключительно низкую цену контракта.
То есть в наличии самих критериев как таковых, а также в оценки заявок по ним, мы нарушения разумеется не усматриваем, нарушение в данном случае мы усматриваем в следующем.
В силу сложившийся практики, критерий оценки ограничивает конкуренцию только в том случае, если данный критерий позволяет одержать победу конкретному лицу, либо конкретной категории лиц (позволяет заведомо локализовать победителя (ей)), либо наоборот, позволяет "отсеять" определенного лицо и (или) лиц в силу определенных критериев и т.п.
То есть в данном случае получается определенный дуализм, с одной стороны процедура конкурса, которая подобный "отсев" сама собственно и предполагает для того, что-бы выявить лучшего исполнителя.
С другой стороны, заказчик должен выдержать определенный баланс для того, что-бы эти "отсеивающие" условия были направлены именно на поиски лучшего, а не искусственное ограничение количества лиц, которые реально способны конкурировать между собой за контракт.
То есть, любые доводы о том, что данный факт не лишает нас возможности принять участие в Конкурсе, в данном случае очевидно не применимы. Поскольку принять участие, как мы, так и любые иные наши конкуренты действительно можем, а вот одержать победу заведомо нет.
Дело в том, что в ходе конкурса при прочих равных, участники для победы используют все данные для подобной борьбы возможности, то есть они и снижают цену и при этом борются по нестоимостным критериям оценки.
В этой связи стоит помнить, что себестоимость исполнения подобного контракта в целом практически идентична для подавляющего числа участников данного рынка. Соответственно, ориентируясь на собственную рентабельность, можно достаточно точно установить и рентабельность своих прямых конкурентов.
В этом случае, с учётом средних значений рентабельности, для того чтобы одержать победу над конкурентами, нам, а также любым иным нашим конкурентам в подобных условиях, придется бороться за победу именно посредством имеющихся характеристик относительно нестоимостных критериев.
Ведь имея сопоставимую рентабельность между собой, с одной стороны при прочих равных, все хозяйствующие субъекты которые действительно настроены бороться за контракт, неминуемо снизят предлагаемую цену исполнения. При этом такое снижение с одной стороны будет достаточно значительным, дабы таким образом получить преимущество перед конкурентами, или хотя бы что-бы от них не отстать, а с другой стороны, такое снижение не будет ниже уровня фактической рентабельности и хотя бы минимальной прибыли, дабы участие в закупке в целом оставалось коммерчески осмысленным.
То есть в подобных условиях, уровень снижения будет примерно одинаковым между всеми конкурентами, и в этом случае на первый план выйдут именно нестоимостные оценочные критерии, начисление баллов по которым в данном случае собственно и обеспечит победу.
В случае же равенства баллов по нестоимостным оценочным критериям, на первый план выйдет уже опять предложенная цена, но в этом случае, понимая факт того, что есть равные конкуренты уже по оценочным критериям, то в этом случае участникам конкурса придется еще более тонко подходить к формированию предложенной цены, в том числе путем ее дальнейшего снижения. Ведь конкуренты будут также пытаться найти тот баланс, когда цена ниже чем у конкурентов, но еще позволяет получить прибыль. То есть именно в данном случае будет обеспечена основная цель проведения конкурса в рамках системы торгов. То есть когда с одной стороны есть компетентный исполнитель, а с другой стороны, данный исполнитель предложил действительно наименьшую в данных условиях цену.
Это и есть конкретная борьба и именно для достижения такой ситуации, собственно и проводится в том числе и указанный выше Конкурс в рамках Закона о контрактной системе.
Но в том случае, если в рамках торгов, у определенного конкурента появляется преимущество которое позволяет ему заведомо просчитать возможность того, что иные конкуренты получат не максимальный балл по нестоимостным критериям оценки, либо они не получат таких балов вовсе, то в этом случае, такой конкурент уже не будет значительно снижать свою цену для борьбы с иными участниками закупки, либо вовсе не снизит такую цену, ведь победа в этом случае для него будет возможна лишь в силу самого наличия преимущества по нестоимостным критериям оценки.
Соответственно, такая ситуация, в полном объеме нивелирует сам смысл проведения конкурса, ведь это будет уже не отбор достойнейших с одновременным стимулированием между ними ценовой борьбы, а лишь просто формальная процедура.
Дело в том, что в настоящем случае в рамках Конкурса, имеется такой "заведомо локализованный победитель", имеющий неоспоримое преимущество относительно всех своих конкурентов по нестоимостным критериям - "Ростовский" филиал ФГУП
"Московское ПрОП" Минтруда России (адрес: г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 26/24) (далее - Филиал).
Указанный вывод основан на следующих фактах.
В силу ч. 2 ст. 55 ГК РФ - филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
Согласно ч. 3 ст. 55 ГК РФ - представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
Юридическим лицом относительно Филиала, является соответственно - ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России (ИНН: 7711027436; ОГРН: 1037739258040; адрес: 125412, г. Москва, Коровинское шоссе, д. 17а).
В этой связи необходимо пояснить следующее, ранее, в силу Распоряжение Росимущества от 28.04.2016 N 306-р (ред. от 31.10.2016) "О реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в форме присоединения к нему федеральных государственных унитарных протезно-ортопедических предприятий, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" (далее - Распоряжение), ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России было реорганизовано в форме присоединения к нему 70 юридических лиц, которые осуществляли аналогичные виды деятельности практически во всех регионах России.
В силу п. 2 указанного Распоряжения, указано установить, что ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России является правопреемником прав и обязанностей федеральных государственных унитарных предприятий, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, в том числе по имуществу, имущественным правам и обязательствам реорганизуемых предприятий, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, согласно положениям законодательства Российской Федерации о правопреемстве.
Таким образом, в настоящий момент как ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России, так и любой его филиал, все вместе является единым хозяйствующим субъектом.
Соответственно, ВСЕ контракты, исполненные как данным лицом, так и ВСЕМИ его филиалами, исходя из требований указанных нестоимостных критериев, установленных Заказчиком, могут быть приложены к заявке указанного выше Филиала.
При этом речь идет как о контрактах выполненных до указанной реорганизации, так и после неё. Контракты, исполненные до реорганизации в форме присоединения, могут быть использованы в силу прямого правопреемства. Контракты, исполненные после реорганизации в форме присоединения, могут быть использованы поскольку исполнены филиалами единого юридического лица.
То есть на рынке указанных услуг в настоящий момент появился единственный настолько глобальный "игрок" - ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России, который обладает столь существенными финансовыми оборотами, а также количеством одновременно исполняемых контрактов в рамках своей филиальной сети, что участие любого из филиалов данного лица в любой подобной закупке, само по себе просто исключает конкуренцию с ним по таким нестоимостным критериям, которые в данном случае установлены Заказчиком.
Хозяйствующих субъектов, сопоставимых по масштабу операционной деятельности с ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России, на указанном рынке в границах РФ попросту нет.
С учетом указанной выше структуры оценки заявок, а также значимости критериев оценки, указанный Филиал, приложив к заявке весь свой "опыт" по количеству исполненных контрактов как в разрезе их стоимости, так и количества поставленных изделий, полностью исключает возможность присвоения максимального количества баллов любому иному лицу, кроме как данному Филиалу. Соответственно, в этих условиях конкурировать с указанным Филиалом можно будет исключительно по цене.
Но в этом случае, в ситуации когда данный Филиал даже снизит цену исполнения контакта только лишь на минимальное значение в 0,5 % от НМЦК, то даже в этом случае нам придется уже своим "падением" в цене, как полностью "перекрыть" проигрыш по указанным нестоимостным критериям, так и дать цену ниже указанного Филиала по ценовому критерию оценки.
В этой связи стоит помнить, что себестоимость исполнения подобного контракта в целом практически идентична для подавляющего числа участников данного рынка. Соответственно, ориентируясь на собственную рентабельность, можно достаточно точно установить и рентабельность своих прямых конкурентов.
В этом случае, с учётом средних значений нашей рентабельности, для того чтобы одержать победу над указанным Филиалом в подобных условиях, нам, а также любым иным нашим конкурентам, придется снизить цену ниже порога рентабельности исполнения контракта по Конкурсу.
То есть другими словами, в случае принятия подобных нестоимостных критериев оценки, нам, а также всем иным конкурентам придется работать в убыток и в итоге уйти с данного рынка, либо сразу же поступить подобным образом. Поскольку условия, установленные Заказчиком, а именно указанные выше нестоимостные критерии оценки, помимо изложенного носят несправедливый и дискриминационный характер.
Ведь в данном случае, любому заинтересованному участнику Конкурса, придется конкурировать по указанным нестоимостным критериям одновременно как с ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России, так и с 64 действующими филиалами данного лица.
Соответственно, для того чтобы "отыграть" заведомое преимущество Филиала, даже в том случае если он цену не снизит вообще, нам необходимо "упасть" в цене относительно НМЦК ниже предела рентабельности.
_
При этом следует учесть что у указанного Филиала существенно больший оборот и охват исполнения и соответственно, только у него есть возможность предоставить наибольшее кол-во контрактов Заказчику .
Соответственно, с учётом указанных критериев, лишь у ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России и у его территориальные структур имеется возможность набрать баллы, и безусловно лишь только у них имеется возможность для набора максимального балла, исходя из условий указанной Документации Конкурса.
Иные хозяйствующие субъекты, действующие как на территории данного региона, так и на территории РФ в целом, объективно не имеют подобного опыта и, соответственно, Заказчиком заведомо устранена любая разумная возможность равной и честной конкуренции с ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России, а в настоящем случае с его Филиалом.
Таких объемов в рамках одного контракта практически не существует для данного рынка в целом, причем, даже для заметных и крупных в его рамках участников/хоз. субъектов (в отличии от того же строительства, поставки ГСМ и т.д.).
_
Фактически, оценочный критерий без предельно максимальной суммы необходимой для получения баллов в рамках оценки по Конкурсу, является одной из форм неосновательного и антиконкурентного укрупнения закупки, дабы таким образом отдать преимущество при участии конкретному лицу/группе лиц - ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России и его территориальным структурам.
_
Кроме того, поскольку указанные выше оценочные критерии исключают собой любую реальную конкуренцию в ходе торгов, то в этом случае ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России и его филиальная сеть, в том числе и указанный выше Филиал смогут одерживать победы либо вообще без снижения цены в силу того, что по данным оценочным критериям иные лица в пределах РФ попросту не в силах конкурировать с ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России, либо цену будут снижать но лишь на минимальные значения.
Соответственно следует добавить предельно максимальное значение к общей сумме исполненных договоров соразмерно сумме НМЦК, что уравняет шансы увеличив количество баллов у других участников по отношению к ФГУП "Московское ПрОП" так как для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 50 процентов.
_
Следовательно победить другим участникам не предоставляется возможность и в дальнейшем получить требуемы опыт для победы в конкурсах с аналогичными критериями с , где Участник ФГУП "Московское ПрОП" Минтруда России и его филиальная сеть снова победит".
В соответствии с пунктом 11 частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2604).
При этом в силу части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Пунктом 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Как следует из подпункта а) пункта 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604 установлено, что при проведении конкурсов с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения.
Согласно пункту 8 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604, в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Пунктом 24 Постановления Правительства РФ N 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 28 Постановления Правительства РФ N 2604 установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Как следует из пункта 30 Постановления Правительства РФ N 2604, в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
В соответствии с порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе извещения о проведении Закупки установлены следующие критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке:
N |
Критерии оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатели оценки, детализирующие показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, Баллов |
Формула оценки или шкала оценки |
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
60 |
|
|
|
100 |
Значение количества баллов по данному критерию оценки, присваиваемое заявке, которая подлежит оценке по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
где: ЦI - предложение участника закупки о цене контракта (далее - ценовое предложение); ЦЛ - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по данному критерию оценки.
- Если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта ниже нуля, значение количества баллов по данному критерию оценки ( БЦi) определяется в следующем порядке: а) для оценки заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
б) для оценки заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
Оценка заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" осуществляется в соответствии со следующими требованиями: 1) заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов; 2) значение Цл при применении формулы, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, и значения Цл и Цi при применении формулы, предусмотренной подпунктом "б" настоящего пункта, указываются без знака "минус". |
2. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40 |
2.1. Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта |
50 |
Общая цена исполненных участником закупки договоров |
100 |
Значение количества баллов по детализирующему показателю (БХi), присваиваемых заявке, подлежащей оценке рассчитывается по формуле:
где: Хmax - максимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"; Хi - значение, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"; Хmin - минимальное значение, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". |
2.2. Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
50 |
Одновременное наличие специалистов: 1) врач-ортопед (травматолог-ортопед); 2) инженер-протезист (техник-протезист, техник, механик протезно-ортопедических изделий); |
100 |
Оценка заявок по данному показателю осуществляется по следующей шкале: 1) Одновременное наличие указанных специалистов - присваивается 100 баллов; 2) Отсутствие одного или нескольких из указанных специалистов - присваивается 0 баллов. |
Согласно возражениям Заказчика:
"Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ППРФ N2604 от 31.12.2021).
_
Заказчик, руководствуясь 4.1 ст.32 Закона N44-ФЗ и п.З ПП РФ N2604 от 31.12.2021, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым" применяет следующие критерии оценки:
-цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
-квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункта 8 ПП РФ N2604 от 31.12.2021 в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения применяются детализирующие показатели, в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов.
В соответствии с п.24 ПП РФ N2604 от 31.12.2021 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 ПП РФ N2604 от 31.12.2021 применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
В случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 ПП РФ N2604 от 31.12.2021, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации;
документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Оценка заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" определяется в соответствии с п.9-10 раздела II ПП РФ N2604 от 31.12.2021.
Значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки.
Оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" определяется в соответствии с пунктом 26 раздела V ПП РФ N2604 от 31.12.2021, с учетом требований настоящего раздела, установленном п.20-23 раздела IV ПП РФ N2604 от 31.12.2021.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытый конкурс в электронной форме.
На основании вышеизложенного, при формировании критериев оценки и порядка их рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчик руководствуется исключительно ст.32 Закона N44-ФЗ и положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленным 1111 РФ N2604 от 31.12.2021.
В своей жалобе Заявитель указывает, что "Заказчиком установлено, что опыт выполнения работ подтверждается исполненными договорами (контрактами) Предмет которых, сопоставим с предметом договора (контракта), заключаемого по результатам определения исполнителя - договоры (контракты) на выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами (протезы нижних конечностей)".
В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытый конкурс в электронной форме "Выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым". Предметом контракта являются протезы верхних конечностей с микропроцессорным управлением.
Согласно приложению N5 извещения "Критерии" Заказчиком конкретизированы отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, а именно:
"По данному показателю оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров (контрактов). Предмет договора (контракта), оцениваемого по данному показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя - договоры (контракты) на выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей с внешним источником энергии (с микропроцессорным управлением).
Также необходимо отметить, что критерий оценки "квалификация участников закупки" не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика (Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2019 по делу А53-1094/2018).
Исходя из положений Закона о контрактной системе N44-ФЗ и ПП РФ N2604 от 31.12.2021, Заказчик вправе самостоятельно определять используемые критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов.
_
Победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Критерии оценки показателя не препятствуют участию участника закупки в конкурсе и не означают невозможность стать победителем, не предрешают исхода закупки. Вывод участника закупки о создании конкретным критерием преимуществ конкретному лицу (лицам) является надуманным и не обоснованным.
Стремление Заказчика определить победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.
Критерии обоснованы и разумны, если учитывать, что конечными получателями выполненных работ по контрактам являются инвалиды, для которых важное значение имеет то, что работы по изготовлению протезов осуществляет квалифицированный участник, обладающий соответствующим опытом.
Заявитель утверждает, что исход конкурса заведомо предрешен, при этом ссылается на недействующие нормативно-правовые акты (ПП РФ 1085). Однако необходимо отметить, что в 2022 году в результате определения исполнителя открытых конкурсов в электронной форме, размещенных Заказчиком, победителями стали разные хозяйствующие субъекты,
действующие как на территории данного региона, так и на территории Российской Федерации:
-Общество с ограниченной ответственностью "Техника и Технологии" (заключены государственные контракты на общую сумму 21 960 000,00 рублей);
-"Симферопольский" филиал Федерального государственного унитарного предприятия "Московское протезно-ортопедическое предприятие" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в Республике Крым (заключены государственные контракты на общую сумму 9 243 758,00 рублей);
-Общество с ограниченной ответственностью "МеталлЭксперт" (заключены государственные контракты на общую сумму 3 490 000,00 рублей).
Учитывая изложенное, Заказчиком правомерно применены критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом N44-ФЗ и положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленным ПП РФ N2604 от 31.12.2021".
В ходе заседания Комиссии установлено, что Заказчиком по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено два показателя оценки: "2.1. Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта" и "2.2. Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
При этом, по показателю "2.1. Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта" Заказчиком указан детализирующий показатель "Общая цена исполненных участником закупки договоров" в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и пунктом 28 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 2604.
Стоит отметить, что ссылка Заявителя на Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не может быть принята во внимание, так как с 01.01.2022 данное Постановление утратило силу. Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ N 2604 допускается использование такого детализирующего показателя, как общая цена исполненных участником закупки договоров.
Представители Заказчика пояснили, что необходимость установления спорного критерия обусловлена спецификой заключаемого по результатам Закупки контракта и не противоречит Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ N 2604. Более того, такой критерий не является единственным и (или) наиболее значимым при оценке заявок, окончательных предложений участников закупки.
Кроме того, Заявитель на заседание Комиссии не представил документов, подтверждающих, что установленный Заказчиком порядок рассмотрения и оценки заявок приводит к ограничению конкуренции.
Установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.06.2022 NИЭОК1 на участие в Закупке подано три заявки, которые были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Закупки. Победителем Закупки стало ООО "Металлэксперт".
На основании вышеизложенного, довод жалобы Заявителя о неправомерном установлении критериев оценки Комиссией Крымского УФАС России признается необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.Д. Аблаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 22 июня 2022 г. N 082/06/106-762/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2022