Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО СК "Альп Групп" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок ГУ - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок), при проведении ГУ - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту сантехнических узлов, канализации, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения на 4 этаже здания ПФР по адресу: г. Москва, ул. Академика Анохина, д. 20, корп. "А" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0273100000122000020) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, ненадлежащим образом применившей порядок оценки в отношении заявки Заявителя по показателю "Наличие у участника закупки опыта выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), которые участник закупки заключил и соответственно исполнил в срок по дату окончания подачи заявок по настоящей закупке" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участника закупки" (далее - Критерий).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 22.04.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 2 071 241,10 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2022 год, КБК - 39201137320090059243;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 31.05.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 5 заявки от участников закупки;
7) по итогам рассмотрения 5 заявок, поданных участниками закупки на участие в Конкурсе, заявки 5 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса и Закона о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ООО "Строй групп" с предложением о цене контракта в размере 2 071 251,10 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом применен порядок оценки в отношении заявки Заявителя, а именно не учтен 1 контракт (договор) Заявителя, представленный к оценке по Показателю Критерия.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно подпункту "б" пункта 20 Положения в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки значение количества баллов рассчитывается по формуле:
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применятся, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Разделом III порядка оценки заявок извещения о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее: "К оценке принимаются контракты и (или) договоры, заключенные в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), а также гражданско-правовые договоры.
По данному детализирующему показателю оценки оценивается наибольшая цена одного из исполненных контрактов и (или) договоров, в том числе гражданско-правовых договоров с учетом правопреемства, которые заключил и соответственно исполнил участник закупки в срок по дату окончания подачи заявок по настоящей закупке, при исполнении которых были исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек)
где:
Копытmax - максимальная наибольшая цена исполненного участником закупки контракта и (или) договора, содержащегося в заявках, подлежащих оценке по детализирующему показателю оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки контрактов и (или) договоров";
Копытi - наибольшая цена исполненного участником закупки контракта и (или) договора, содержащаяся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит оценке по детализирующему показателю оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки контрактов и (или) договоров";
Копытmin - минимальная наибольшая цена исполненного участником закупки контракта и (или) договора, содержащегося в заявках, подлежащих оценке по детализирующему показателю оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки контрактов и (или) договоров".
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.06.2022 N ИЭОК1 заявке Заявителя по Показателю Критерия присвоено 0 баллов.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Комиссией по осуществлению закупок принят к оценке 1 контракт (договор) на сумму 1 605 684,24 рубля, представленный Заявителем в составе заявки.
При этом представители Заказчика пояснили, что заявке Заявителя по Показателю Критерия присвоено 0 баллов, поскольку согласно представленным к оценке участниками закупки контрактам (договорам), включенный Заявителем в состав заявки договор имеет наименьшую стоимость.
В этой связи, с учетом применения формулы, предусмотренной подпунктом "б" пункта 20 Положения, заявке Заявителя по Показателю Критерия присвоено 0 баллов.
Изучив заявку Заявителя, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном,в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно абзацу третьему подпункта "в" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из объектов, соответствующих объекту закупки:
- объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
- автомобильная дорога;
- особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
- объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 31 Положения устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно порядку оценки заявок, установленному в извещении о проведении Конкурса, по Показателю Критерия к оценке принимаются контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов), которые участник закупки заключил и соответственно исполнил в срок по дату окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту.
С учетом изложенного, при оценке заявок участников закупки в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, к оценке могут быть приняты один или несколько из предусмотренных подпунктом "г" пункта 31 Положения исполненных контрактов (договоров) по одному из объектов, указанных в подпункте "в" пункта 31 Положения, соответствующему объекту закупки.
При этом в соответствии с абзацем четвертым подпункта "г" пункта 31 Положения в целях подтверждения наличия опыта по выполнению работ на объекте капитального строительства Заказчику необходимо учитывать договоры, предусматривающие выполнение работ, в том числе по сносу объекта капитального строительства.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по Показателю Критерия, поскольку к оценке не принимаются договоры по сносу объекта капитального строительства, предусмотренные абзацем четвертым подпункта "г" пункта 31 Положения.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что положение порядка оценки извещения о проведении Конкурса о предоставлении к оценке контрактов (договоров), заключенных в срок по дату окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе не соответствует Положению, поскольку Положением не предусмотрено право заказчика устанавливать требование к дате заключения контрактов (договоров), подлежащих оценке.
Таким образом, действия Заказчика ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок по Показателю Критерия, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют документы и сведения, позволяющие прийти к выводу, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО СК "Альп Групп" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 15.06.2022 по делу N 28/06/105-1804/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июня 2022 г. N 28/06/105-1804/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2022