Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик), о включении информации о ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановлением N 1078) информацию о ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" (далее - Исполнитель) для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.06.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по экспертно-аналитическому сопровождению отрасли индустрии детских товаров, шифр "Мониторинг ИДТ-2021" (номер извещения в ЕИС - 0173100009521000086).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 327 000 руб.
Между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт от 27.07.2021 N 21401.9990092002.25.002 (далее - Контракт), цена которого составила 2 500 000 руб.
Согласно пункту 1.1 Контракта Исполнитель по заданию Заказчика обязуется в установленный Контрактом срок оказать услуги "экспертно-аналитическое сопровождение отрасли индустрии детских товаров", Шифр "Мониторинг ИДТ-2021" (далее - Услуги), а Заказчик обязуется принять оказанные Услуги и оплатить их.
В соответствии с пунктом 2.1 Контракта Услуги оказываются Исполнителем в соответствии с требованиями технического задания (приложение N 1 к Контракту).
В силу пункта 2.2 Контракта содержание и сроки оказания Услуг определяются в графике оказания услуг (приложение N 2 к Контракту).
Согласно пункту 4.1 Контракта Услуги оказываются с даты заключения Контракта по 01.12.2021.
На основании пункта 4.2 Контракта датой исполнения Исполнителем обязательств по Контракту считается дата подписания сторонами документа о приемке оказанных Услуг.
Пунктом 3 технического задания (приложение N 1 к Контракту) предусмотрено 8 этапов исполнения Контракта с указанием объема оказываемых Услуг и сроков их исполнения.
Кроме того, в пункте 3 технического задания (приложение N 1 к Контракту) (далее - Техническое задание) указано, что в результате исполнения каждого из 8 этапов Исполнителем составляется отчет, а также презентация, которые направляются на согласование Заказчику.
Исходя из пунктов 4, 5 Технического задания результатом оказания Услуг является общий итоговый отчет о проведении исследования с приложениями.
Согласно представленным сторонами материалам и сведениям информация, которая в соответствии с условиями Контракта должна войти в итоговый отчёт, многократно корректировались Исполнителем с учетом замечаний Заказчика, о чем свидетельствуют письма сторон, направленные за период с даты заключения Контракта по ноябрь 2021 года.
30.11.2021 в адрес Исполнителя Заказчиком направлено письмо N 104930/25 с актом недостатков по итоговому отчету о проведении исследования.
Письмом от 10.12.2021 N 6792/УД Исполнителем направлена в адрес Заказчика доработанная отчетная документация об оказании Услуг.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В пункте 12.7 Контракта указано, что расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчиком рассмотрена доработанная Исполнителем отчетная документация, по результатам анализа которой составлен мотивированный отказ от приемки услуг с перечнем недостатков (акт выявленных недостатков, приложенный к письму Заказчика от 17.12.2021 N 112276/25).
Вследствие неисполнения условий Контракта в полном объеме, а также неисполнения Исполнителем своих обязательств перед Заказчиком в указанные Контрактом сроки Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 17.12.2022 N 112276/25 (далее - Решение).
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе (здесь - в редакции, действовавшей на дату принятия Заказчиком Решения) установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения размещается в единой информационной системе в сфере закупок и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Выполнение заказчиком требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанного подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с требованиями части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе 23.12.2021 Решение размещено в ЕИС (в разделе не действующей редакции), а также направлено Заказчиком заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Исполнителя, указанному в Контракте.
Согласно материалам Обращения, подтверждение вручения Решения Исполнителя Заказчиком не получено, в связи с чем датой надлежащего уведомления является дата по истечении тридцати дней, считая с даты размещения Решения в ЕИС, а именно 23.01.2022.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Исполнителем в сроки, отведенные частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, не устранены нарушения обязательств по Контракту,в связи с чем Решение вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым 03.02.2022.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с Законом о контрактной системе участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
При этом регламентированный срок направления Обращения в ФАС России - не позднее 08.02.2022.
Между тем Обращение Заказчика о включении информации об Исполнителе направлено в ФАС России 10.06.2022.
Таким образом, действия Заказчика, несвоевременно направившего Обращение в ФАС России, нарушают часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе предусмотрено,что информация, указанная в пункте 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Вместе с тем согласно сведениям в ЕИС информация о расторжении Контракта Заказчиком в орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направлена с нарушением сроков, а именно 25.05.2022, в связи с чем действия Заказчика нарушают требования части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
На заседании Комиссии представители Исполнителя пояснили, что все документы и отчеты направлялись в адрес Заказчика в сроки, предусмотренные Техническим заданием.
Также представители Исполнителя отметили, что 27.12.2021 Исполнителем получено Решение Заказчика, о чем свидетельствует соответствующая отметка входящей корреспонденции Исполнителя.
30.12.2021 Исполнителем в адрес Заказчика направлено письмо N 6985/УД с доработанной отчетной документацией.
Вместе с тем в ответном письме от 13.01.2022 N 1266/25 вышеуказанные документы Заказчиком не рассматривались, оценка о соответствии или не соответствии отчетной документации Заказчиком не давалась.
Таким образом, в нарушение части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик не отменил Решение, или не представил мотивированный отказ от приёмки отчётной документации с указанием недостатков.
Согласно абзацу 2 подпункта "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, из представленных материалов не представляется возможным сделать вывод об исполнении Исполнителем обязательств по Контракту ненадлежащим образом.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 частью 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1078,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ФГБОУ ВО "Государственный университет управления" (ИНН: 7721037218) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта, в Реестр не включать.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 103, части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 16.06.2022 по делу N 22/44/104/195 соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 июня 2022 г. N 22/44/104/195
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2022