На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки действий Государственного учреждения - Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию программного обеспечения Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0273100000120000050) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов о контрактной системе в части действий Заказчика в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки, в результате осуществления которой установлено следующее.
В ходе проведения внеплановой проведения 09.06.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 15.06.2022.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документации, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 23.04.2020;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 420 000 000,00 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств на 2020, 2021 года;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе -22.05.2020;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Конкурсе - 25.05.2020;
8) по результатам рассмотрения первых частей заявки 2 участников закупки допущены до участия в Конкурсе;
9) победителем Конкурса признано ООО "Организационно-технологические решения 2000" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 415 800 000,00 рублей;
10) между Заказчиком и Победителем заключен государственный контракт от 16.06.2020 N 202-15 (реестровый номер контракта 1770601611820000132).
Согласно пункту 10 статьи 42 Закона о контрактной системе (в ред. от 24.04.2020) заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами,в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе (в ред. от 24.04.2020) документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в ред. от 24.04.2020) предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
При этом в соответствии с пунктом 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств:
- выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
- оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
При этом, пунктом 2 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения происходящего из иностранного государства утвержденного Постановлением N 1236 установлен исчерпывающий перечень случаев подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения происходящего из иностранного государства.
На заседании Комиссии установлено, что согласно Конкурсной документации объектом закупки является выполнение работ по развитию программного обеспечения Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО).
Также в соответствии с пунктами 3, 9.1 раздела 3 Конкурсной документации "при выполнении работ по развитию программного обеспечения ЕГИССО за основу должно быть использовано программное обеспечение ЕГИССО, доработанное в рамках работ по государственному контракту от 03.07.2019 N 20-218-Д. Выполненные работы по развитию должны быть выполнены без потери функциональности и работоспособности программного обеспечения ЕГИССО и сохранением работоспособности средств защиты информации.
По завершении выполнения работ по развитию ЕГИССО Исполнитель передает Заказчику:
- доработанное программное обеспечение ЕГИССО;
- уведомление о готовности к проведению предварительных испытаний".
Кроме того, в соответствии с пунктом 5.2.7 технического задания Конкурсной документации "Необходимо разработать интерфейс просмотра данных учета граждан с доходами ниже прожиточного минимума с возможностью просмотра данных в виде списка, просмотра записи, точечного запроса данных по каждому виду информации или запроса данных по всем видам информации.
Необходимо разработать справочник периодичности обновления данных в разрезе каждого атрибута, а также справочника в целом. Справочник должен быть реализован в подсистеме НСИ, иметь интерфейс просмотра списка записей справочника, интерфейс просмотра записи справочника, возможность редактирования записи справочника".
Также пунктом 6.2.8 технического задания Конкурсной документации предусмотрены работы по разработке нового дизайна сайта ЕГИССО.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в техническом задании Конкурсной документации работ, соответствующих положениям Постановления N 1236.
Вместе с тем извещение о проведении Конкурса, информационная карта Конкурсной документации не содержат запрет на допуск программного обеспечения или обоснование невозможности установления такого запрета, предусмотренного Постановлением N 1236.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, на момент проведения внеплановой проверки срок давности привлечения должностных лиц к административной ответственности истек.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом
ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку заключен государственный контракт.
3. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности материалы от 15.06.2022 по делу
N П-209/22 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 июня 2022 г. N П-209/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2022