Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Проксима" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Федерального бюджетного учреждения науки "Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Комиссия по осуществлению закупок), при проведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Заказчик), Федеральным бюджетным учреждением науки "Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Уполномоченный орган), Комиссией по осуществлению закупок, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона "на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту государственной собственности: "Реконструкция корпуса N22 под производство лечебных иммунологических препаратов" ФБУН ГНЦ ПМБ Роспотребнадзора по адресу: 142279 Московская область, городской округ Серпухов, п. Оболенск, территория "Квартал А" дом. 24 стр. 1" (далее - Объект закупки) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0348100015222000023) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона и Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно извещению о проведении Аукциона, протоколам, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона (далее - Извещение) размещено в ЕИС - 30.05.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 36 529 119,18 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, инвестиции в объекты капитального строительства, находящиеся в государственной собственности КБК - 14109070121F94036414;
5) дата окончания подачи заявок на участие в закупке - 08.06.2022;
6) на участие в Аукционе подано 5 заявок, которые по результатам рассмотрения признаны несоответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) Согласно протоколу подведения итогов от 09.06.2022 N ИЭА1 аукцион признан несостоявшимся.
1. По мнению Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей на участие в Аукционе по причине несоответствия Заявителя дополнительным требованиям, предусмотренным позицией 6 приложения к постановлению Правительства от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Позицией 6 приложения к Постановлению N 2571 установлено, что в случае проведения закупки на выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности необходимо установить дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего получение положительного заключения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно протоколу подведения итогов от 09.06.2022 N ИЭА1 заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям Извещения на основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что представленные им документы подтверждают соответствие Заявителя дополнительным требованиям предусмотренным позицией 6 приложения к Постановлению N 2571, в связи с чем принятие Комиссией по осуществлению закупок решения о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Извещения является неправомерным.
Комиссией установлено, что Заявителем в подтверждение наличия опыта в соответствии с позицией 6 приложения к Постановлению N 2571 на участие в Аукционе предоставлен договор N 17/06/03 от 30.05.2017, заключенный между ООО "Центр Долевого Строительства" и ООО "Проксима" на выполнение работ по проектированию объекта "Многократные дома со встроенными помещениями обслуживания, подземными и наземными автостоянками" (далее - Договор), цена которого составляет 26 5000 000 руб., а также акты выполненных работ по вышеуказанному договору: N 56 от 28.11.2017, N45 от 02.10.2017, N 39 от 02.10.2017, N 44 от 26.09.2017, N 37 от 02.10.2017, N 36 от 12.09.2017, N 24 от 19.07.2017, N 27 от 30.08.2017, положительное заключение экспертизы выданное АО "Управление негосударственной экспертизы Ленинградской области" от 08.11.2017 N 78-2-1-3-0010-17.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заявителем в качестве подтверждения опыта в соответствии с позицией 6 приложения к Постановлению N 2571 представлено положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации составленное АО "Управление негосударственной экспертизы Ленинградской области" вместо предоставления положительного заключения государственной экспертизы.
Вместе с тем согласно пункту 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с пунктом 3.3 статьи 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 ГрК РФ, проектная документация, указанная в части 3 статьи 49 ГрК РФ, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации:
- подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения;
- по собственной инициативе застройщика или технического заказчика могут быть направлены на государственную или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, указанных в пункте 1 статьи 49 ГрК РФ.
Таким образом государственная экспертиза проводится в случаях установленных ГрК РФ.
На заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что в соответствии с ГрК РФ получение положительного заключения главной государственный экспертизы не требуется на объект проектирования, являющимся предметом Договора.
Кроме того Постановлением N 2571 не установлено, что участниками закупки в рамках подтверждения соответствия дополнительным требованиям должна предоставляться исключительно государственная экспертиза.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно признавшей несоответствующей заявку Заявителя на участие в Аукционе, нарушают пункт 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 47 ГрК РФ установлено, что работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено статьей 47 ГрК РФ. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено статьей 48 ГрК РФ. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Пунктом 15 Приложения N 3 к Извещению установлено следующее: "Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования ст. 47 - 48 "Градостроительный кодекс Российской Федерации", что должно подтверждаться выпиской из реестра членов саморегулируемой организации. Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями 11 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта. За исключением случаев, перечисленных в 2.1 ст. 47 и ч. 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ".
В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение работ по разработке проектной документации по объекту государственной собственности: "Реконструкция корпуса N22 под производство лечебных иммунологических препаратов" ФБУН ГНЦ ПМБ Роспотребнадзора по адресу: 142279 Московская область, городской округ Серпухов, п. Оболенск, территория "Квартал А" дом 24 стр. 1
При этом учитывая, что результатом выполнения работ по контракту является разработка проектной документации, требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе выписки из реестра членов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, является неправомерным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа установившего в извещении о проведении Аукциона ненадлежащие требования к участникам Аукциона, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 2 требований к заявке Извещения, Заказчиком установлено отсутствие в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа ненадлежащим образом установивших требование к участникам закупки об отсутствии сведений в реестре недобросовестных поставщиков в недействующей редакции Закона о контрактной системе, нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Проксима" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1, части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 17.06.2022 по делу N 28/06/105-1947/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 июня 2022 г. N 28/06/105-1947/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2022