На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ПАО "Вымпел-Коммуникации" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку передвижных контрольных пунктов транспортного и весового контроля (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100005022000012) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Заказчика в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя, содержащая информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
В соответствии с частью 6 статьи 105 Закона о контрактной системе лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.
До момента рассмотрения жалобы Заявителя по существу в ФАС России 20.06.2022 поступил отзыв жалобы Заявителя в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, который принят Комиссией, в связи с чем жалоба Заявителя оставлена без рассмотрения.
Вместе с тем в связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколом, составленным в ходе проведения Аукциона:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 07.06.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 223 343 500 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 10604082430390019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 15.06.2022;
6) в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе не подано ни одной заявки.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно пункту 1 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
Так, в Перечень включен товар с ОКПД2 29.10.59.390 "Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки".
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является поставка передвижных контрольных пунктов транспортного и весового контроля, код ОКПД2 "29.10.59.390".
Таким образом на объект закупки распространяется запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616.
Вместе с тем в извещении о проведении Аукциона не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 616 указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России).
При этом представители Заказчика на заседании Комиссии представили сведения, согласно которым, в ответ на направленную Заказчиком в Минпромторг России заявку о выдаче разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара от 12.05.2021 N 616A/22830/2022 (далее - Заявка), получено разрешение Минпромторга России от 01.06.2022 N 51721/20 (далее - Разрешение) на закупку товара "Передвижной контрольный пункт транспортного и весового контроля".
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что в связи с тем, что Минпромторгом России выдано Заказчику Разрешение, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлен запрет, предусмотренный Постановлением N 616.
На заседании Комиссии установлено, что Заявка является приложением к Разрешению.
При этом в Заявке установлены следующие характеристики товара "Передвижной контрольный пункт транспортного и весового контроля": "Длина (мм) - 6 207", "Ширина (мм) - 2 068", "Высота / толщина (мм) - 2 753", "Максимальная технически допустимая масса закупаемого товара (кг) - 3 500".
Вместе с тем в извещении о проведении Аукциона установлены, в том числе следующие характеристики товара "Передвижной контрольный пункт транспортного и весового контроля": "Длина - не менее 6000 мм и не более 6910 мм", "Ширина (без наружных зеркал) - не менее 1900 мм и не более 2100 мм".
В силу пункта 11 Постановления N 616 при размещении информации о проведении процедуры закупки, указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Минпроторг России для получения разрешения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 616.
Аналогичное положение об указании характеристик промышленного товара, идентичных характеристикам, представленным заказчиком в Минпроторг России, содержится в Разрешении.
Учитывая, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены характеристики товара "Передвижной контрольный пункт транспортного и весового контроля", отличные от характеристик, указанных в Заявке, на основании которых Минпромторгом России выдано Разрешение, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе в нарушение Закона о контрактной системе не установлен запрет, предусмотренный Постановлением N 616.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 21.06.2022 по делу N 22/44/99/173 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 июня 2022 г. N 22/44/99/173
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2022