В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 137-п от 20.05.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:, Членов Инспекции:,
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО "СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ" -
представители Администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области на рассмотрение обращения не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения извещены надлежащим образом;
рассмотрев обращение Администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ" (ИНН 2465193239), в связи с уклонением от заключения контракта на оказание услуг по разработке комплексной схемы организации дорожного движения на территории муниципального образования Илекский район Оренбургской области (номер извещения N 0153300014022000018),
УСТАНОВИЛА:
09 июня 2022 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области (вх. N 5622 от 09.06.2022 г.) (далее по тексту - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ" (ИНН 2465193239) (далее по тексту - Общество, Победитель), в связи с уклонением от заключения контракта на оказание услуг по разработке комплексной схемы организации дорожного движения на территории муниципального образования Илекский район Оренбургской области (номер извещения N 0153300014022000018) (далее - Аукцион).
Согласно обращению Заказчика, цена контракта была снижена на 67,03%, при этом, Обществом не представлена информация, подтверждающая добросовестность участника закупки, в связи с чем, 08.06.2022 было принято решение о признании участника уклонившимся от заключения контракта.
Также, в материалы дела Заказчиком представлены дополнения к обращению, согласно которым, Заказчик просит отменить протокол о признании ООО "СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ" уклонившимся от заключения контракта и оставлении без рассмотрения обращения о включении информации о Победителе закупки в РНП, поскольку при рассмотрении информации, представленной Обществом в рамках подписания контракта, ответственным специалистом Заказчика была пропущена информация о добросовестности участника закупки, которая была размещена во вкладке "Документы" "Уведомление по контракту "01533000140220000180001" и Победитель ошибочно был признан уклонившимся от заключения контракта.
Представитель Общества пояснил, что 07.06.2022 г. Победителем был размещен в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью. В качестве обеспечения исполнения контракта была приложена банковская гарантия на сумму 14 933,33 рублей (что составляет один размер обеспечения исполнения контракта), также к подписанному проекту контракта приложены сведения о трех контрактах, исполненных Обществом без применения неустоек, штрафов и пеней в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке, а именно:
- контракт N 3470308331119000040 от 04.10.2019 г. на сумму 302 223,05 рублей, исполнен 30.04.2020 г.;
- контракт N 3593301136020000012 от 26.03.2020 г. на сумму 351 000,00 рублей, исполнен 30.06.2020 г.;
- контракт N 33244000179220000022 от 03.08.2020 г. на сумму 290 128,78 рублей, исполнен 31.12.2020 г.
Таким образом, Обществом информация, подтверждающая добросовестность была предоставлена, следовательно, Победитель неправомерно признан уклонившимся от заключения контракта.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав пояснения сторон, установила следующее:
19.05.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке комплексной схемы организации дорожного движения на территории муниципального образования Илекский район Оренбургской области (номер извещения N 0153300014022000018).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 298 666,67 рублей.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Пунктом 11 Постановления предусмотрено, что в процессе рассмотрения вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков контрольный орган осуществляет проверку поступивших информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи Заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч. 3 ст. 37 Закона контрактной системе, к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.05.2022 г. N ИЭА1, ООО "СТБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ" признано Победителем электронного аукциона с предложением по цене контракта - 98 471,77 рублей.
31.05.2022 г. Заказчиком в единой информационной системе размещен проект контракта.
07.06.2022 г. Победителем подписан проект контракта.
08.06.2022 г. Заказчиком был сформирован протокол о признании участника уклонившимся от заключения муниципального контракта и размещен в единой информационной системе с указанием следующего основания: "Невыполнение участником закупки требований ч. 6 ст. 37 Закона о контрактной системе, (непредоставление обеспечения согласно ч. 1 и 2 ст. 37 Закона о контрактной системе). Победитель аукциона при подписании контракта представил независимую гарантию в одинарном размере и не представил информацию, подтверждающую его добросовестность".
В силу подпункта "б" пункта 13 Правил ведения реестра в ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Оренбургского УФАС России были выявлены следующие обстоятельства.
Обществом в качестве обеспечения исполнения контракта предоставлена банковская гарантия на сумму 14 933,33 рублей, а в качестве подтверждения добросовестности сведения о трех контрактах, исполненных Обществом без применения неустоек, штрафов и пеней в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке.
Как следует из пояснений Заказчика, ответственным специалистом Заказчика была пропущена информация о добросовестности участника закупки, которая была размещена во вкладке "Документы" "Уведомление по контракту "01533000140220000180001", и Победитель ошибочно был признан уклонившимся от заключения контракта.
При указанных обстоятельствах, Инспекция Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО "СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ" неправомерно признано уклонившимся от заключения контракта, следовательно, Заказчиком допущено нарушение ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Также, Инспекция Оренбургского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи обязательного к исполнению предписания об отмене протокола признания ООО "СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ" уклонившимся от заключения контракта на оказание услуг по разработке комплексной схемы организации дорожного движения на территории муниципального образования Илекский район Оренбургской области (номер извещения N 0153300014022000018) (Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 08.06.2022 г. N ППУ20_1).
Учитывая изложенное, Инспекция Оренбургского УФАС России, изучив представленные материалы, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение Администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "СИБЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ" (ИНН 2465193239), в связи с уклонением от заключения контракта на оказание услуг по разработке комплексной схемы организации дорожного движения на территории муниципального образования Илекский район Оренбургской области (номер извещения N 0153300014022000018), оставить без рассмотрения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 17 июня 2022 г. N РНП-56-08-06-113/2022 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - обеспечение исполнения контракта - электронная торговая площадка - комплексные схемы организации дорожного движения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2022