В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту - Оренбургское УФАС России) N 155-п от 15.06.2022 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:., Членов Инспекции:.,
в присутствии посредством видеоконференцсвязи представителя ООО "МПТОРГ" -.,
представители Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Гайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" - не явились о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Гайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "МПТОРГ" (ИНН: 5612087159), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на поставку кондитерских изделий (номер извещения N 0853500000321009852),
УСТАНОВИЛА:
15 июня 2022 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение (вх. N 5750 от 15.06.2022 г.) Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Гайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" (далее по тексту - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее по тексту - РНП) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "МПТОРГ" (ИНН: 5612087159) (далее по тексту - Общество, Поставщиком), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на поставку кондитерских изделий (номер извещения N 0853500000321009852).
Из обращения Заказчика следует, что по результатам электронного аукциона 04.08.2021 г. между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт на поставку кондитерских изделий. В нарушение условий контракта Поставщиком не раз неоднократно нарушались сроки поставки товара.
08.04.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлена претензия с требованием исполнить направленные Заказчиком заявки от 25.03.2022 г. и от 01.04.2022 г.
17.05.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлена претензия с требованием исполнить, направленные Заказчиком, заявки от 29.04.2022 г. и от 06.05.2022 г., а также с требованием оплатить выставленные пени. Пеня Поставщиком не оплачена. 25.05.2022 г. от Общества поступило письмо о невозможности исполнения государственного контракта с ценой, которая была предложена Поставщиком при проведении электронного аукциона.
В связи с чем, 01.06.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Представитель ООО "МПТОРГ" пояснил, что данная ситуация сложилась, в связи с резким повышением цен и отсутствием поставок с заводов. При этом, Поставщиком предпринимались все возможные меры урегулирования сложившейся ситуации. Так как срок хранения кондитерских изделий короткий, а по контракту остаточный срок хранения товара должен был быть не менее 6 месяцев и контракт заключен до 31.12.2022 г, запастись объемом данного товара по контракту было невозможно. Представитель Общества отметил, что контракт исполнен на 78%. Также, представитель Поставщика просил обратить внимание Инспекции Оренбургского УФАС России на то, что Общество на протяжении многих лет добросовестно исполняло свои обязанности по контрактам, заключенным с Заказчиком.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
25.11.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку кондитерских изделий (номер извещения N 0853500000321009852).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 208 674,00 рублей.
21.12.2021 г. между Заказчиком и Обществом заключен контракт N 0853500000321009852 на поставку кондитерских изделий на сумму 143 456,24 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Поставщик обязуется передать в собственность кондитерские изделия (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с п. 3.1. Контракта, товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается.
Заявка направляется Заказчиком не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока, установленного пунктом 12.1 настоящего Контракта, Поставщик обязан согласовать с представителем Заказчика дату и время доставки Товара.
Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 3 (трех) рабочих дней со дня отправки Заявки Заказчиком, но не ранее 01.01.2022 г.
Заявка от Заказчика направляются еженедельно по пятницам с 08-00 до 13:00 ч. (по местному времени) с адреса электронной почты Заказчика idga@mail.orb.ru на адрес электронной почты Поставщика mptorg9@mail.ru.
Время поставки:
- с понедельника по четверг: с 8 ч 00 мин до 16 ч 30 мин,
- пятница: с 8 ч 00 мин до 15 ч 30 мин.,
- суббота, воскресение - выходной;
- по согласованию с Заказчиком.
Заказчиком в адрес Общества 25.03.2022 г., 01.04.2022 г. были направлены заявки на поставку товара. Материалами дела установлено, что товар Обществом не поставлен.
08.04.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлена претензия (исх. N 116), согласно которой Заказчик требует поставить товар согласно заявкам от 25.03.2022 г., от 01.04.2022 г. в срок до 14.04.2022 г.
Ответ Общества на указанную претензию Заказчика в материалы дела не представлен.
Заказчиком в адрес Общества 29.04.2022 г., 06.05.2022 г. были направлены заявки на поставку товара. Материалами дела установлено, что товар Обществом не поставлен.
17.05.2022 г. Заказчиком в адрес Общества направлена претензия (исх. N 132), согласно которой Заказчик требует поставить товар согласно заявкам от 29.05.2022 г., от 06.05.2022 г. в срок до 27.05.2022 г. Также, Заказчиком выставлены пени за просрочку исполнения Поставщиком обязательств.
Ответ Общества на указанную претензию Заказчика в материалы дела не представлен.
25.05.2022 г. Обществом в адрес Заказчика направлено письмо (исх. N 25/05, согласно которому Поставщик сообщает о том, что исполнение Контракта на основании ранее установленной цены не представляется возможным. Также Обществом предлагает варианты дальнейшего взаимодействия сторон, такие как "сумму Контракта выбрать позициями конфеты шоколадные, шоколад в упакованном виде" и "расторгнуть настоящий контракта по обоюдному согласию_".
Ответ Заказчика на указанное письмо Общества в материалы дела не представлен.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме, Заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
В соответствии с ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 12.2 Контракта, расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
01.06.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на поставку кондитерских изделий N 0853500000321009852.
01.06.2022 г. указанное решение размещено Заказчиком в Единой информационной системе, а также направлено в адрес Общества посредством электронной почты.
Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым.
Поскольку одиннадцатый день выпадал на выходной день (то есть, 12.06.2022, воскресенье, не рабочий день), следовательно, указанный день переносится на ближайший рабочий день, которым является 13.06.2022 (понедельник, рабочий день).
Таким образом, учитывая положения ч. 12, ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 13.06.2022 г.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции действующей на момент размещения закупки), информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Из ст. 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении положений действующего законодательства. Последствием включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. О недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе. Между тем, из материалов дела не усматриваются признаки намеренного уклонения от заключения указанного контракта, доказательств обратного на момент рассмотрения дела не представлено.
Проанализировав представленные в материалы дела документы, принимая во внимание, что контракт исполнен на 78%, Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий ООО "МПТОРГ" в рамках исполнения контракта не выявила.
Таким образом, Инспекция Оренбургского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "МПТОРГ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания "Гайский детский дом-интернат для умственно отсталых детей" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "МПТОРГ" (ИНН: 5612087159), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения государственного контракта на поставку кондитерских изделий (номер извещения N 0853500000321009852), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 21 июня 2022 г. N РНП-56-08-06-107/2022 (ключевые темы: односторонний отказ - реестр недобросовестных поставщиков - исполнение контракта - надлежащее извещение - государственное бюджетное учреждение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2022