Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_> <_> <_> |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
в присутствии начальника Муниципального казенного учреждения "Управление по вопросам строительства, промышленности, ЖКХ, транспорта, связи, земельным правоотношениям и хозяйственной деятельности Медвенского района Курской области" (далее - МКУ "Управление строительства и ЖКХ") <_> (личность удостоверена), в присутствии представителя поставщика - Общества с ограниченной ответственностью "Агро-Сервис Черноземье" (далее - ООО "Агро-Сервис Черноземье") <_> (по доверенности, личность удостоверена), дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/3066166980, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. N2118 от 08.06.2022 г.,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - комитетом цифрового развития и связи Курской области обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "Агро-Сервис Черноземье" (адрес: 394050, Воронежская обл, г. Воронеж, ул. Федора Тютчева, д.93/5, кв.131; ИНН 3661065796), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 07.06.2022 г. (вх.N2710) поступило обращение заказчика - МКУ "Управление строительства и ЖКХ" о включении сведений в отношении ООО "Агро-Сервис Черноземье" (адрес: 394050, Воронежская обл, г. Воронеж, ул. Федора Тютчева, д. 93/5, кв.131; ИНН 3661065796) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по предмету: "Поставка Трактора Беларус-82.1 или эквивалент с кондиционером и комплектом доп. грузов колесного диска и навесного оборудования к нему" (закупка N0144300018522000001).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
17.02.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N0144300018522000001 для нужд заказчика по предмету: "Поставка Трактора Беларус-82.1 или эквивалент с кондиционером и комплектом доп. грузов колесного диска и навесного оборудования к нему", проект контракта, ИКЗ: 223461500755146150100100090020000244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 709 000 руб. 00 коп.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N ИЭА1 от 28.02.2022 г., победителем закупки был признан ООО "Агро-Сервис Черноземье" (идентификационный номер заявки 1).
В силу ч.5 ст.24 ФЗ "О контрактной системе_", победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта..
11.03.2022 г. по результатам электронного аукциона между заказчиком - МКУ "Управление строительства и ЖКХ" и ООО "Агро-Сервис Черноземье" был заключён Контракт N0144300018522000001 от 11.03.2022 г. по предмету: "Поставка Трактора Беларус-82.1 или эквивалент с кондиционером и комплектом доп. грузов колесного диска и навесного оборудования к нему" на сумму 2 709 000 руб. 00 коп. (реестровый номер контракта 34615007551 22 000010) (далее - Контракт).
Пунктом 4.1. Контракта определен срок поставки товара: "в течение 40 календарных дней со дня заключения контракта".
В то же время, по истечению 40 дней (19.04.2022 г.) товар Обществом поставлен не был, в связи с чем, заказчиком направлена в адрес ООО "Агро-Сервис Черноземье" претензия от 26.04.2022 с требованием исполнения обязательств по поставке товара.
Исходя из представленного в материалы дела ООО "Агро-Сервис Черноземье" прайс-листа ООО "Торговый дом МТЗ-Северо-Запад" филиал г. Краснодар на тракторы "Беларус" от 18.03.2022 г. на указанную дату дилерская цена на Трактор Беларус-82.1 составляла 2 501 000 руб. 00 коп, розничная 2 620 000 руб. 00 коп соответственно.
Таким образом, исходя из вышеуказанной цены ООО "Агро-Сервис Черноземье" могло предпринять меры по надлежащему исполнению условий контракта по поставке товара.
МКУ "Управление строительства и ЖКХ" в связи с неисполнением условий Контракта 17.05.2022 адрес ООО "Агро-Сервис Черноземье" была направлена претензия об оплате неустойки (штрафов, пеней) в связи с неисполнением контракта N0144300018522000001 от 11.03.2022 г.
Как следует из претензии МКУ "Управление строительства и ЖКХ" от 17.05.2022, за период с 11.03.2022 по 19.04.2022 общий размер штрафных санкций составил 35 133 руб. 40 коп:
- сумма штрафа в размере 1000 руб. 00 коп;
- сумма пеней в размере 34 133 руб. 40 коп.
Исходя из переписки сторон, представленной в материалы дела, в ответ на претензии заказчика от 17.05.2022 г, ООО "Агро-Сервис Черноземье" 26.05.2022 г. направило в адрес МКУ "Управление строительства и ЖКХ" Уведомление о расторжении контракта по соглашению сторон, в котором просило отозвать уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке и подписать с ООО "Агро-Сервис Черноземье" соглашение о расторжении контракта, приложенное к уведомлению.
Согласно пункту 12.1. Контракта: "Все споры и разногласия, возникшие в связи с исполнением настоящего Контракта, его изменением, расторжением или признанием недействительным Стороны будут стремиться решить путем переговоров, а достигнутые договоренности оформлять в виде дополнительных соглашений, протоколов или иных документов, подписанных Сторонами и скрепленных печатями в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Срок рассмотрения претензии - 10 календарных дней с момента получения претензии".
Как следует из материалов дела, указанные в претензии от 17.05.2022 г. требования об оплате штрафных санкций ООО "Агро-Сервис Черноземье" не исполнены.
В ходе рассмотрения дела, директор ООО "Агро-Сервис Черноземье" <_> заверил, что штрафные санкции будут оплачены Обществом в полном объеме.
МКУ "Управление строительства и ЖКХ" в связи с неисполнением условий Контракта, 17.05.2022 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как установлено ч.ч.8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.10.2 Контракта: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в соответствии с положениями частей 8 -11, 13-19, 21-23, 25 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ".
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года: в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 ФЗ "О контрактной системе_", закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_";
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Частью 12.2 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93, ст. 111 и ст. 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
17.05.2022 г. решение МКУ "Управление строительства и ЖКХ" об одностороннем отказе от исполнения контракта было направленно в адрес ООО "Агро-Сервис Черноземье" почтовым отправлением (почтовый идентификатор 80092372540013) в соответствии с положениями ч. 12.2 ст.95 ФЗ "О контрактной системе_".
Как следует из документов, представленных в материалы дела, Заказчик не был уведомлен о вручении ООО "Агро-Сервис Черноземье" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу п. 3 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 02.06.2022 г. признается датой надлежащего уведомления заказчиком ООО "Агро-Сервис Черноземье" о расторжении контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с подпунктом "б" подпункта 3 пункта 6 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ размещено в ЕИС 17.05.2022 г.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 15.06.2022 г.
В силу подпункта "л" п. 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения, то есть, информация о расторжении контракта является обязательной для размещения в единой информационной систем.
В то же время, в карточке контракта N0144300018522000001 открытой части ЕИС в разделе "Информация об исполнении (расторжении контракта)", дата расторжения контракта N0144300018522000001 от 11.03.2022 г. указана - 17.05.2022 г.
При таких обстоятельствах, действия заказчика по исчислению сроков - даты расторжения контракта, не соответствуют порядку исчисления сроков, определенных в ч.13 ст.95 ФЗ "О контрактной системе_".
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" п.13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч.2 ст.104 ФЗ "О контрактной системе_" в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
Таким образом, установленное в результатах внеплановой проверки неверное исчисление даты расторжения контракта заказчиком является основанием для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в силу подпункта "а" п. 15 Правил.
Учитывая положения подпункта "а" п. 15 Правил, принимая во внимание обстоятельства, выявленные при рассмотрении обращения, информация в отношении - ООО "Агро-Сервис Черноземье" не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - Муниципальному казенному учреждению "Управление по вопросам строительства, промышленности, ЖКХ, транспорта, связи, земельным правоотношениям и хозяйственной деятельности Медвенского района Курской области" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Агро-Сервис Черноземье" (адрес: 394050, Воронежская обл, г. Воронеж, ул. Федора Тютчева, д.93/5, кв.131; ИНН 3661065796) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 15 июня 2022 г. N РНП-46-645
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2022