Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в составе:
председателя Комиссии:
Абдурахманова А.Ф. - заместителя руководителя;
членов комиссии:
Жохова С.В. - врио заместителя начальника отдела контроля закупок;
Детковой А.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок,
рассмотрев информацию (вх.N4125 от 07.06.2022), направленную в Томское УФАС России Федеральным бюджетным учреждением Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Ключи" (далее - Заказчик) для рассмотрения вопроса о включении сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Партнер" (ИНН 4205287263) (далее - Общество, ООО "Партнер", Исполнитель) на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением Обществом условий контракта, с целью включения сведений о нём в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр),
при участии посредством ВКС представителя Общества - Машковского М.В. (доверенность от 08.02.2022), без участия представителя Заказчика, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Обществе для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее:
05.07.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещены извещение об электронном аукционе "Выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт седьмого этажа мансарды над спальным корпусом, нежилые помещения, строение 1. ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Ключи" (извещение N 0265100001821000141) с начальной (максимальной) ценой 29 617 042,00 руб.
26.07.2021 Заказчик и Общество заключили муниципальный Контракт N 144/21-Э.
Цена контракта - 29 617 042,00 руб.
Согласно части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 ГК РФ Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1.1 Контракта предметом настоящего Контракта является Капитальный ремонт седьмого этажа мансарды над спальным корпусом, нежилые помещения, строение 1. ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Ключи".
В соответствии пунктами 1.2 Контракта объем выполняемых работ и требования к ним определяются Техническим заданием (Приложение N1 к Контракту) и проектно-сметной документацией (Приложение N2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта.
В соответствии с пунктом 2 Технического задания место оказания услуг - Томская область, Томский район, пос. Ключи.
Согласно пункту 2.2 Контракта, настоящий Контракт вступает в силу с даты подписания и действует до 10.12.2021 (дополнительным соглашением от 30.12.2021 к N 144/21-Э срок завершения работ продлен сторонами до 27.04.2022).
Подрядчик по письменному согласованию с Заказчиком может досрочно выполнить и сдать выполненные работы в порядке, установленном Контрактом. Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьей 717 ГК РФ заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
На основании пункта 1 статьи 782 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно условиям Контракта Исполнитель обязан своими силами и средствами, за свой счет, с использованием собственных материалов, конструкций, изделий и оборудования выполнить работы, предусмотренные приложением N 1 и приложением N2 к Контракту.
В силу пункта 11.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном частями 8-25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
28.04.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих не размещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку); дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
11.05.2022 Заказчик направил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Обществу по электронной почте и заказным письмом с уведомлением о вручении, разместил решение в ЕИС.
Согласно пункту "в" части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Дата надлежащего уведомления по истечению пятнадцатидневного срока со дня размещения Решения об одностороннем отказе в ЕИС - 26.05.2022.
В письменных возражениях (вх. N4298) от 15.06.2022 г. Исполнитель указал, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Ключи" не получал.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Дата вступления решения в законную силу и, следовательно, дата расторжения Контракта - 06.06.2022.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 104 Закона 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Заказчик направил сведения об ООО "Партнер" в Томское УФАС России 07.06.2022 (вх. N4125).
Как было установлено выше, 26.07.2021 между Обществом и Заказчиком был заключен контракт на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт седьмого этажа мансарды над спальным корпусом, нежилые помещения, строение 1. ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Ключи".
В ходе заседания Комиссия изучила документы, предоставленные ООО "Партнер", исходя из которых следует, что:
11.03.2022 Общество направило директору ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Ключи" письмо с просьбой привести в соответствие проектную, сметную документацию и выдать техническое решение, поскольку проектом по капитальному ремонту объекта предусмотрена защита металлоконструкций противопожарной краской в полном объеме, а в сметной документации данный вид работ отсутствовал.
06.04.2022 Заказчик направил в адрес Общества письмо, согласно которому для подтверждения объемов работ и дальнейшего развития вопроса по оплате, Исполнителю необходимо самостоятельно произвести расчет стоимости (путем составления локального сметного расчета) и направить его Заказчику на согласование.
07.04.2022 Общество направило директору ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Ключи" письмо, в котором, ссылаясь на часть 3 статьи 743 ГК РФ, указало, что приостанавливает соответствующие работы по Контакту до предоставления Заказчиком проектно-сметной документации и дополнительного соглашения к контракту по оплате дополнительных работ по окраске металлоконструкций противопожарной краской.
14.04.2022 Общество направило в адрес Заказчика письмо с уведомлением о том, что выявилась необходимость в подготовке дополнительных технических решений по дополнительному утеплению существующей кровли и замены кровельного покрытия мансарды здания спального корпуса (к письму приложены технические решения, подготовленные ФГБОУВО ТГАСУ на основании договора N705/11244 от 25.11.2021 с ООО "Партнер").
20.04.2022 Заказчик направил в адрес Общества письмо, в котором указывает, что с проектно-сметной документацией Общество может ознакомиться по месту нахождения Заказчика в рабочие часы. Также Заказчик указывает, что работы, не связанные с работами по покраске металлоконструкций противопожарной краской, должны быть выполнены в соответствии с Графиком производства работ.
26.04.2022 Общество направило в адрес Заказчика письмо с предложением, в случае намерения Заказчика продолжить сотрудничество, принять у Общества строительную площадку по акту и принять меры по ее консервации до решения вопроса, связанного с обеспечением защиты металлоконструкций противопожарной краской.
27.04.2022 истек срок выполнения работ по Контракту.
28.04.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В письменных возражениях (вх. N4298) от 15.06.2022 г. Исполнитель указал, что решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Ключи" не получал.
На заседании Комиссии Томского УФАС России Обществом было предоставлено письмо Заказчика от 23.05.2022, в котором Заказчик просит устранить недостатки, выявленные в документации, направленной Обществом для согласования, несмотря на то, что срок выполнения работ по контракту истек еще 27.04.2022.
В подтверждение указанных доводов Общество предоставило письма (содержатся в материалах дела).
На заседании комиссии представитель Общества отметил, что конкретных оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта в оспариваемом решении он не видит, кроме ссылки на то, что к моменту окончания срока работ Исполнителем весь объем работ не выполнен. Однако работы не выполнены в полном объеме, по мнению представителя Общества, по вине заказчика, поскольку Заказчиком не были предоставлены проектно-сметная документация, техническое решение и дополнительное соглашение к Контракту по оплате дополнительных работ по окраске металлоконструкций противопожарной краской, необходимые для продолжения выполнения работ.
Комиссия полагает, что Обществом предпринимались меры по исполнению Контракта, направленные на надлежащее исполнение обязательств по Контракту, в частности ООО "Партнер" предпринимало попытки получить от Заказчика ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ "Ключи" локальный сметный расчет на тот вид работ, который в первоначальной сметной документации отсутствовал.
Невозможность исполнить обязательства по Контракту произошла из-за непредставления Заказчиком проектно-сметной документации и технического решения, которое было необходимо для дальнейшего выполнения работ.
Также Обществом были предоставлены счета-фактуры (N30222 от 03.02.2022; N6220 от 24.12.2021; NУТ-26000 от 24.12.2021; N60621/7 от 20.12.2021; N1ПФ от 18.12.2021; N5920 от 06.12.2021; N5888 от 03.12.2021; N6225 от 27.12.2022; N683 от 09.10.2021; NУУ-1522 от 02.03.2022; N385 от 02.03.2022; N4298/7 от 16.02.2022; NУТ-1630 от 07.02.2022; N49 от 03.02.2022; N128/2022-0003257 от 03.02.2022; N01/16/22/01/26-00009 от 26.01.2022; N27 от 24.01.2022; N301 от 22.01.2022), подтверждающие приобретение строительных материалов, необходимых для дальнейшего выполнения работ по Контракту.
Таким образом, вышеуказанные действия ООО "Партнер" свидетельствуют об отсутствии недобросовестного поведения при исполнении Контракта.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч. 1 ст. 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила).
Комиссия, руководствуясь статьями 702,708,715,766 Гражданского Кодекса РФ, статьями 95, 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об Обществе с ограниченной ответственностью "Партнер" (адрес: 650000, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Совхозная, д.58, ИНН 4205287263) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Абдурахманов А.Ф.
Члены комиссии: Жохов С.В.
Деткова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 15 июня 2022 г. N РНП-70-76-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2022