Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в составе:
председателя Комиссии:
рассмотрев информацию (вх.N4296 от 14.06.2022), направленную в Томское УФАС России Областным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Промышленно-коммерческий техникум" (далее - Заказчик) для рассмотрения вопроса о включении сведений в отношении Индивидуального Предпринимателя Галсанова Дмитрия Валерьевича (ИНН 410550439631) (далее - ИП Галсанов Д.В., Поставщик) на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ИП Галсанова Д.В. условий контракта, с целью включения сведений о нём в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), при участие посредством ВКС представителей Заказчика Сухаревой И.И. (доверенность от 15.06.2022) и Смирнова А.В. (доверенность от 15.06.2022), при участие Галсанова Д.В. (лица, действующего без доверенности),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об ИП Галсанове Д.В. для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее:
03.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещено извещение об электронном аукционе "Поставка автомобиля грузового бортовая платформа" (извещение N 0865200000321002687) с начальной (максимальной) ценой 12 300 000,00 руб.
Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
10.01.2022 Заказчик и ИП Галсанов Д.В. заключили государственный контракт N 3/2022 (далее - Контракт).
Цена контракта: 3 816 666,67 руб.
Согласно статье 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно пункту 1.1. Поставщик обязуется поставить автомобиль грузовой бортовая платформа (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта Поставщик самостоятельно доставляет товар заказчику по адресам в соответствии с подпунктом 4. Спецификации (приложение к Контракту) в срок до 31.03.2022 года
Поставщик не менее чем за 2 (Два) рабочих дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Согласно пункту 4 Спецификации (приложение к Контракту) Место поставки Товара: 636132, Томская область, с. Мельниково, ул. Чапаева, 60.
В соответствии со статьей 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
В силу пункта 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
-поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
-неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно подпункту 4.1.1 Контракта Поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом, спецификацией.
В регламентированный срок до (31.03.2022) Поставщик товар не поставил.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 9.1. Контракта - Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
17.05.2022 - Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.2 статьи 95 Закона 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих не размещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
17.05.2022 - Заказчик направил Решение Подрядчику по электронной почте, заказным письмом с уведомлением.
18.05.2022 - Заказчик разместил решение в ЕИС.
Информации о получении заказного письма Обществом отсутствует.
Дата надлежащего уведомления по истечении пятнадцатидневного срока со дня размещения Решения об одностороннем отказе в ЕИС, т.е 02.06.2022.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 14.06.2022.
Согласно части 4 статьи 104 Закона 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
14.06.2022 - Заказчиком в Томское УФАС России направлена информация (вх.N 4296 от 14.06.2022) для рассмотрения вопроса о включении сведений об ИП Галсанове Д.В. в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта.
Сроки направления информации об Обществе в Томское УФАС России, установленные частью 4 статьи 104 Закона 44-ФЗ Заказчиком не нарушены.
В ходе заседания Комиссия изучила документы, предоставленные Заказчиком и ИП Галсановым Д.В., исходя из предоставленных документов следует, что:
Заключен контракт N3/2022 от 10.01.2022 года на поставку автомобиля грузового бортовая платформа. К поставке планировался автомобиль ГАЗон НЕКСТ C41R13.
ООО "Автомобильный завод "ГАЗ" с 01 января 2022 года по 25 января 2022 года находился в корпоративном отпуске, в это время автомобили не отпускались заводом. Ориентировочно с 26 января 2022 года будет отгрузка товара.
18.03.2022 - ИП Галсанову Д.В. поступила информация от официального дилера (официальный дистрибьютор на территории РФ автомобилей ГАЗ "ГК СТТ") ООО "АвтоКам" о том, что объект закупки подорожал на 2 035 000 рублей, то есть итоговая стоимость выкупа автомобиля составила 4 979 800 рублей (без учёта доставки и обязательных сборов, и налогов). Указанная ситуации возникла в связи с наложением международных санкций на Российскую Федерацию и ростом курса доллара.
23.03.2022 - Поставщик сообщил указанную информацию Заказчику и контролирующему органу, курирующую сделку - Департаменту дополнительного образования Томкой области, с предложениям о расторжении контракта, либо о заключении дополнительного соглашения об увеличении цены контракта и продлении сроков его исполнения.
ИП Галсанов Д.В. на заседании комиссии пояснил, что предложив расторгнуть Контракт, Департамент дополнительного образования Томкой области направил образцы документов для расторжения, но Заказчик проигнорировал запрос Поставщика.
Также ИП Галсанов Д.В. сообщил, что не исполнение Контракта произошло из-за резкого роста цен и нежелания Заказчика внести изменения в контракт. Исполнению Контракта мешает существенное изменение обстоятельств. Поставщик не мог до заключения контракта предвидеть рост цен, введение экономических санкции на РФ и рост курса доллара. Кроме того, ИП Галсановым Д.В. были проанализированы закупки по Томской области по данному товару, которые подтверждают факт повышение ценны на товар.
В подтверждение своих доводов Поставщик и Заказчик предоставили письма, которые приобщены к материалам дела.
Таким образом в действиях ИП Галсанова Д.В. не усматриваются признаки недобросовестного поведения при исполнения Контракта. Поставщик совершал действия, направленные на исполнения Контракта, а именно поставщиком исполнен один из трех контрактов по данной закупке. В связи со сложившийся экономической и политической ситуацией в стране Поставщик не смог поставить данный товар по настоящему Контракту. Доказательства, неоспоримо свидетельствующие об умышленном неисполнении Контракта ИП Галсановым Д.В., в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч. 1 ст. 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила).
Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу о возможности не включения сведений об Индивидуальном Предпринимателе Галсанове Дмитрии Валерьевиче (ИНН 410550439631).
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об Индивидуальном Предпринимателе Галсанове Дмитрии Валерьевиче (адрес: Камчатский край, Елизовский р-он, п. Пионерский, ул. В. Бонивура, д.11, кв.63) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 17 июня 2022 г. N РНП-70-78-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2022