Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУЗ "Женская консультация Пушкинского района" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Лялякина А.А. (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 15341-ЭП/22 от 08.06.2022) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку стерильных наконечников для механического дозатора (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 25.05.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200016422000059. Начальная (максимальная) цена контракта - 201 974, 40 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, и которые выразились в нарушении правил описания объекта закупки в части установления требований, свойственных для товара, производимого конкретным изготовителем.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе,при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе,под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что в позиции 2 технического задания Заказчиком указан каталожный номер товара конкретного производителя.
Комиссия УФАС констатирует, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемого товара установлены Заказчиком в Приложении N 2 к техническому заданию извещения о проведении аукциона.
В частности, Заказчиком определены следующие требования к товарной позиции N 2 "Стерильный наконечник":
Стерильный наконечник |
Биохит 10х96 штук 791001F |
2.1. |
Объем наконечника 50 -1000 мкл. Цветовая кодировка штативов - цвет синий. Возможность использования с механическими дозаторами Sartorius Biohit
|
Х |
Х |
Х |
Наличие |
2.1 |
Цвет наконечника - прозрачный |
Х |
Х |
Х |
соответствие |
||
2.2 |
Материал наконечника - первичный полипропилен (PP) |
Х |
Х |
Х |
наличие |
||
2.3 |
Фильтр внутри наконечника для предотвращения аэрозольной и жидкостной контаминации дозатора
|
Х |
Х |
Х |
наличие |
||
2.4 |
Материал фильтра PE полиэтилен |
Х |
Х |
Х |
наличие |
||
2.5 |
Цвет фильтра - белый
|
Х |
Х |
Х |
соответствие |
||
2.6 |
Размер пор фильтра 20-40 мкм |
Х |
Х |
Х |
соответствие |
||
2.7 |
Увеличенное воздушное пространство между образцом и фильтром наличие |
Х |
Х |
Х |
наличие |
||
|
|
2.8 |
Отображения номера лота на штативе и на коробке |
Х |
Х |
Х |
наличие |
2.9 |
Алмазная полировка пресс-формы наконечников
|
Х |
Х |
Х |
наличие |
||
2.10 |
Вакуумная упаковка каждого штатива |
Х |
Х |
Х |
наличие |
||
2.11 |
цвета термоиндикатора (контрольный круглый стикер на крышке штатива)
|
Х |
Х |
Х |
наличие |
||
|
|
2.13 |
Фаска на наконечнике |
Х |
Х |
Х |
наличие |
2.14 |
апирогенность |
Х |
Х |
Х |
наличие |
||
2.15 |
Стерилизация электронным лучом |
Х |
Х |
Х |
наличие |
||
2.16 |
Длина наконечника мм |
Миним.значение 78 |
Х |
Х |
Х |
||
2.17 |
Вес одного штатива гр |
Максим значение 178 |
Х |
Х |
Х |
||
2.18 |
Количество наконечников в одном штативе |
Миним. Значение 96 |
Х |
Х |
Х |
||
2.19 |
Количество штативов в упаковке |
Миним. Значение 10 |
Х |
Х |
Х |
||
2.20 |
Количество наконечникоа шт |
Миним. Значение 960 |
Х |
Х |
Х |
||
2.21 |
Наконечники сертифицированы на отсутствие ДНКаз, РНКаз , эндотоксинов |
Х |
Х |
Х |
соответствие |
||
2.22 |
Сертификат производителя О допустимом содержании следовых количеств тяжёлых металлов |
Х |
Х |
Х |
соответствие |
Анализ вышеприведённого описания товара свидетельствует о том, что Заказчиком приведен артикул товара 791001F, производимого компанией Sartorius Biohit.
Комиссия УФАС отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования, установленного на объекте Заказчика, с оборудованием иных производителей, а также определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также, в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке, и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары, в противном случае, пренебрежение указанными действиями указывает на избыточность потребительских свойств товара, что не допустимо ст. 19 Закона о контрактной системе.
При этом, Заказчику требуется обладать документальным подтверждением такой несовместимости или обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями. На основании вышеизложенного,в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемый Заказчику товар, обладающий уникальными потребительскими свойствами наряду с иными характеристиками, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст. 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик не представил доказательств, опровергающих довод Заявителя о том, что описанный им товар содержит характеристики, характерные для оборудования производимого единственным производителем, также Заказчиком не приведено обоснования необходимости приобретения товара, именно с теми, конкретными характеристиками, которые были указаны им при описании объекта закупки без возможности предложить к поставке эквивалентный товар, в том числе, с улучшенными потребительскими свойствами и функционалом.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установив вышеуказанные требования, Заказчик допустил нарушения ч. 2 ст. 42 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
2. При этом, Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушение повлияли на права и законные интересы Заявителя и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1 Признать жалобу ИП Лялякина А.А. обоснованной.
2 Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 2 ст. 42 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
3 Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4 Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 июня 2022 г. N 44-1710/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2022