Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ООО "ЛИИС"" (далее - Заявитель):;
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 109" (далее - Заказчик): ;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N15353-ЭП/22 от 08.06.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному лабораторному обеспечению СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 109" (извещение N 0372200257722000056) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 25.05.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200257722000056. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 950 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в неправомерно установлении требовании к участникам закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает в том числе единое требование к участникам закупки и соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Из сведений извещения о закупке следует, что Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к участникам закупки:
"Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона: - выписка из реестра лицензий* на осуществление медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") включая следующие работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность: Работы (услуги) по: сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, клинической лабораторной диагностике, лабораторной генетике, медицинской микробиологии (бактериология, вирусология, лабораторная микология, паразитология). или - выписка из реестра лицензий* на осуществление медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 г. N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации") включая следующие работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность: Работы (услуги) по: сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, клинической лабораторной диагностике, лабораторной генетике, медицинской микробиологии (бактериология, вирусология, лабораторная микология, паразитология). * Лицензии, выданные до дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 478-ФЗ), подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Федерального закона N 478-ФЗ. - копия лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III - IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах; - копия санитарно-эпидемиологического заключения на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III - IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, включая виды исследований: микробиологические, бактериоскопические, бактериологические, серологические, паразитологические, молекулярно-генетические исследования методом ПЦР, исследования по контролю объектов окружающей среды на наличие санитарно-показательных микроорганизмов; - копия аттестата аккредитации испытательной лаборатории с областью аккредитации по предмету настоящей закупки; - копия аттестата аккредитации органа инспекции с областью аккредитации по предмету настоящей закупки.".
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Электронным документов "Приложение_3_-_Требования_к_содержанию,_составу_заявки[1].docx" к извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу заявки:
"- выписка из реестра лицензий* на осуществление медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") включая следующие работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность:
Работы (услуги) по: сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, клинической лабораторной диагностике, лабораторной генетике, медицинской микробиологии (бактериология, вирусология, лабораторная микология, паразитология).
или
- выписка из реестра лицензий* на осуществление медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково" (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 г. N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации") включая следующие работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность:
Работы (услуги) по: сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, клинической лабораторной диагностике, лабораторной генетике, медицинской микробиологии (бактериология, вирусология, лабораторная микология, паразитология).
* Лицензии, выданные до дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 г. N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 478-ФЗ), подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Федерального закона N 478-ФЗ.
- копия лицензии на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III - IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах;
- копия санитарно-эпидемиологического заключения на осуществление деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных и генно-инженерно-модифицированных организмов III - IV степени потенциальной опасности, осуществляемой в замкнутых системах, включая виды исследований: микробиологические, бактериоскопические, бактериологические, серологические, паразитологические, молекулярно-генетические исследования методом ПЦР, исследования по контролю объектов окружающей среды на наличие санитарно-показательных микроорганизмов;
- копия аттестата аккредитации испытательной лаборатории с областью аккредитации по предмету настоящей закупки;
- копия аттестата аккредитации органа инспекции с областью аккредитации по предмету настоящей закупки."
Объектом закупки является оказание услуг по комплексному лабораторному обеспечению СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 109".
Из пояснений представителя Заказчика следует, что описание объекта закупки предусматривает, в том числе, проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз.
Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок утвержден приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 (далее - Порядок).
В силу абзацев второго и третьего пункта 2 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224, санитарно-эпидемиологическая экспертиза - это деятельность организаций, аккредитованных в установленном порядке, по установлению соответствия (несоответствия) проектной и иной документации, объектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмотренных ст. ст. 12, 13, 15 - 28, 40 и 41 Закона N 52-ФЗ, техническим регламентам, государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Комиссия УФАС, отмечает, что в случае, если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуются различные лицензии, свидетельства, аттестаты и т.д., заказчик вправе установить требование о наличии лицензии, свидетельств, аттестатов и т.д у подрядчика (исполнителя) данных работ, но не вправе устанавливать требования к участнику закупки о наличии всех указанных документов у участника закупки, поскольку установление такого требования в извещении о закупке приведет к ограничению количества участников закупки.
Также, на заседании Комиссии УФАС установлено, что вышеуказанные работы (проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз) составляют часть от общего объема работ, включенных в объект закупки, не являются самостоятельным объектом закупки, в связи с чем установление требования в извещении о предоставлении в составе заявки на участие в закупке аттестата аккредитации органа инспекции с областью аккредитации по предмету настоящей закупки не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчик неправомерно установил требования к участникам закупки о наличии аттестатов аккредитации органа инспекции с областью аккредитации по предмету настоящей закупки, чем нарушил положения ч. 6 ст. 31 (ч. 2 ст. 8) Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем внесения изменяя в извещение о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 24, 33, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЛИИС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 (ч. 2 ст. 8) Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 июня 2022 г. N 44-1759/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2022