Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 95 Красносельского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Прибой" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 15589-ЭП/22 от 10.06.2022) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку светозащитных конструкций для нужд Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад N 95 Красносельского района Санкт-Петербурга (извещение N 0372500008422000004) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 02.06.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372500008422000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 152 123,10 рубля.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки, формирования инструкции по заполнению заявки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком);
2) идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) адрес в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" электронной площадки (в случае проведения электронной процедуры), специализированной электронной площадки (в случае проведения закрытой электронной процедуры);
5) наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
6) информация о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);
7) информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
8) срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы);
9) начальная (максимальная) цена контракта (цена отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), источник финансирования, наименование валюты в соответствии с общероссийским классификатором валют. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта;
10) размер аванса (если предусмотрена выплата аванса);
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом;
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
13) информация о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
14) информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с частью 5 статьи 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с частью 6 статьи 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;
16) размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, условия независимой гарантии (если требование обеспечения заявки установлено в соответствии со статьей 44 настоящего Федерального закона), реквизиты счета, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, реквизиты счета для перечисления денежных средств в случае, предусмотренном частью 13 статьи 44 настоящего Федерального закона;
17) размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона);
18) информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона;
19) информация о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки с указанием количества указанных контрактов;
20) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона;
21) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день;
22) дата окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса, за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке (в случае проведения электронного конкурса), дата окончания срока рассмотрения заявок (в случае проведения закрытого аукциона), дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом;
23) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) в случае проведения электронного конкурса (за исключением случая, предусмотренного частью 19 статьи 48 настоящего Федерального закона), аукционов. При проведении электронного конкурса предусмотренная настоящим пунктом дата должна приходиться на рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке. При проведении электронного аукциона предусмотренная настоящим пунктом процедура начинается через два часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в Приложении к Техническому заданию.
Инструкция по заполнению заявки составлена таким образом, что не Дополнительные характеристики: Жалюзи состоят: из карниза, ламелей с грузиками и нижней цепочкой, цепи управления для поворота, шнура управления для сдвижения. Ширина ламели: в интервале 89-92 мм. Жаккардовая двухсторонняя ткань должна иметь сплошные узоры, которые воспроизводятся за счет переплетения в материи изогнутых и прямых нитей или нитей разной толщины, которые создают рельефное тиснение различной глубины. Ткань на ламели из единого полотна, без склеивания и сшивания. Ткань должна обеспечивать защиту помещения от света по всей площади окна, должна иметь высокую стойкость к выцветанию, должна иметь специальную пропитку (полиуретан), придающую жесткость вкупе с антистатическими и пылеотталкивающими свойствами, обладать влагонепроницаемыми свойствами, быть устойчивой к температурным перепадам, замятию и скручиванию, химической чистке. Вертикальные жалюзи должны иметь многофункциональный механизм управления для регулировки светового потока. Ламели должны быть изготовлены из экологически чистой ткани. Количество ламелей должно рассчитываться в зависимости от длины карниза. При полном закрытии ламели должны закрываться внахлест на: более 1,5...2 мм. Каждая ламель должна иметь свой бегунок, в котором она будет плотно фиксироваться. Бегунки должны быть устойчивые к воздействию на излом и изгиб. Защелка проста в обращении (ламели можно легко закрепить и при необходимости снять). Каждая ламель прошита специальной мононитью, в которой должен быть зашит ламеледержатель. Снизу все ламели должны быть соединены друг с другом специальной цепочкой. Нижняя цепочка - белого цвета, прочная, звенья равномерны по размеру, снабжена надежной защелкой для крепления к отвесу ламели, что обеспечивает эстетический вид вне зависимости от срока эксплуатации. Механизм управления должен состоять из цепочки, с помощью которой осуществляется разворот ламелей на: 170 - не
185°. Рабочая температура нижняя граница, верхняя граница: +/- 15 °C. С помощью шнура управления можно сдвинуть полотно жалюзи. Должно быть 1 из 3х типов управления: 1) раздвижные ламели от центра, 2) сдвиг ламелей к управлению, 3) сдвиг ламелей от управления -согласовывается с Заказчиком по месту установки каждого изделия при замере. Механизм управления должен работать плавно, без рывков, по размеру соответствует направляющей, обеспечивает бесперебойную работу жалюзи. Крепежные элементы должны быть выполнены из металла. Кронштейны усиленные. Возможность крепления как на стену с выносом более 171 -
180 мм., так и на потолок, в т.ч. "армстронг". Крепёжные приспособления должны обеспечивать надёжное крепление изделия не менее 2-х кронштейнов при креплении на пролет шириной до 2,0 м. Конструкции должны быть собраны с использованием следующих комплектующих. Бегунок должен выдерживать нагрузку в диапазоне 2-3,5 кг., веревка цвет должен быть белый, толщина:
2,0 мм, веревка изготовлена из капрона, вставка должна быть повышенной износостойкости, груз веревки должен быть белого цвета, грузик нижний должен быть белым, держатель ламели, замок цепи управления должен быть, колечко на стержень должно быть металлическое. Заглушки. Форма: квадратные или прямоугольные. Хромированные заглушки - небольшие детали, призванные украсить и гармонично дополнить собой конструкцию. Хромирование полное или частичное. Эти элементы фурнитуры смотрятся стильно и аккуратно в них отсутствуют подтеки и зазубрины. Длинна: не менее 32 мм. Ширина: не менее 20 мм. Профиль должен быть: алюминиевый, белый, с антикоррозийным покрытием, сечения профиля прямоугольное, стержень поворотный: алюминиевый, 4-х заходный, клип (держатель 1-го бегунка) стопор металлический, клип в интервале 8-10 мм,второй клип не менее 25 - не
35 мм, фиксатор веревкиуниверсальный должен быть пластиковым, цепь нижняя должна быть пластиковая, цепь управления должна использоваться пластиковая, шуруп для механизма. Жалюзи выполнены с учетом всехконструктивных особенностей окон (наклоны, арки и пр.), незатрудняют открывание и закрывание, и не ограничивают функциональность окон. Так же жалюзи должны соответствоватьпотребительским качествам: долговечность, легкость в уходе.Производится повторное снятие уточняющих размеров. Плотность ткани от 150 г/м
. Размер (Ш*В): 1200 мм * 2330 мм. Состав тканидолжен быть 100% полиэстер, светонепроницаемость: от 45%.Требуется фотопечать. На поверхность жалюзи изображение наносится термическим сублимационным способом. В результате получается устойчивая к истиранию фотопечать, а ламели можно мыть любыми моющими средствами. Фотопечать не выгорает на солнце и не тускнеет на протяжении длительного срока. Технические требования к изображениям: векторные изображения, цветовая схема CMYK, размер в масштабе - 1:1. Форматы (cdr - CorelDraw или .pdf - Adobe PDF или.ai - AdobeIllustrator или .eps - EPS), минимальное разрешение: более 148 dpi. Общее суммарное количество цветов (CMYK) не более 250%. Не допускается соприкосновение разных цветов максимальной насыщенности. Минимальная толщина линий и элементов: более 0,14 мм.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что извещение содержит описание объекта со знаками "-+" и "+/-".
Помимо этого, Заявитель в жалобе сообщает, в том числе следующее:
Ткань должна обладать влагонепроницаемыми свойствами, быть устойчивой к температурным перепадам, замятию и скручиванию, химической чистке. Вертикальные тканевые жалюзи используются внутри помещений и не предполагается что ткань будет сдерживать поступление влаги в помещения. Про температурные перепады производители солнцезащитных систем информацию не предоставляют. Также невозможна химчистка ткани из-за того, что Заказчик требует нанести на ткань фотопечать. Ткань должна быть из экологически чистой ткани Понятия экологически чистая ткань в технической документации совсем отсутствует. Показатель несуществующий. Рабочая температура нижняя граница, верхняя граница: +/- 15 °C. Показатель не предоставляется производителями солнцезащитных систем и не может быть известен поставщику. Хромированные заглушки - небольшие детали, призванные украсить и гармонично дополнить собой конструкцию. Хромирование полное или частичное. Эти элементы фурнитуры смотрятся стильно и аккуратно в них отсутствуют подтеки и зазубрины. Длинна: не менее 32 мм. Ширина: не менее 20 мм Данные производителями не предоставляются, также не понятно о каких заглушках идет речь. Бегунок должен выдерживать нагрузку в диапазоне 2-3,5 кг Такой технической характеристики не существует, данные производителями не предоставляются. Веревка цвет должен быть белый, толщина: 2,0 мм Показатель не предоставляется производителями солнцезащитных систем и не может быть известен поставщику.
Указанные положения описания объекта закупки могут субъективно трактоваться как участниками закупки, так и комиссией по осуществлению закупок Заказчика.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении правил описания объекта закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что на участие в аукционе подано заявок 6 (из них соответствует требованиям: 2; отклонено: 4). По итогам закупки не было достигнуто значительного снижения цены контракта.
Также при указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Прибой" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июня 2022 г. N 44-1742/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2022