В связи с поступившей от ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Архангельской области" (вх. N 14674-ЭП/22 от 02.06.2022) информацией в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
при участии представителей:
ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД РФ по Архангельской области" (далее - Заказчика), по доверенности;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку шин пневматических для легковых автомобилей для нужд УМВД России по Архангельской области в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения (извещение номер N 0824100000522000030).
Адрес проверяемой организации: 163000, Аргангельск, ул. Серафимовича, д. 38;
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 20.05.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС). Начальная (максимальная) цена государственного контракта 4 562 360,00 руб.
Информация, изложенная в обращении, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание требований к товарам установлено Заказчиком в Приложение N 2 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении электронного аукциона.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Объектом закупки является поставка шин пневматических для легковых автомобилей для нужд УМВД России по Архангельской области в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Следовательно, в случае, если объект закупки включен в КТРУ, то при описании объекта закупки используется соответствующая позиция КТРУ.
Описание функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик товара, поставка которого является объектом закупки установлена Заказчиком в Приложение N 2 к извещению об осуществлении закупки.
Заказчик закупает, в том числе, позиции N 1, 9, 11, 13, которые имеют следующие характеристики:
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
1. |
Шина пневматическая для легкового автомобиля КТРУ 22.11.11.000-00000004 |
Категория использования шины - Зимняя Номинальная ширина профиля - 195 мм Номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине - 65 % Номинальный посадочный диаметр обода - 15 Дюйм Способ герметизации шины - Бескамерная Тип конструкции - Радиальная Индекс нагрузки - Тип - шипованная Дополнительные характеристики: *Максимально допустимая скорость - **Шина маркирована знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее ***Рисунок протектора - одинаковый |
шт. |
40 |
9. |
Шина пневматическая для легкового автомобиля КТРУ 22.11.11.000-00000004 |
Категория использования шины - Зимняя Номинальная ширина профиля - 205 мм Номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине - 50 % Номинальный посадочный диаметр обода - 17 Дюйм Способ герметизации шины - Бескамерная Конструкция - Радиальная Индекс нагрузки - Тип - шипованная Дополнительные характеристики: *Максимально допустимая скорость - **Шина маркирована знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее ***Рисунок протектора - одинаковый |
шт. |
12 |
11. |
Шина пневматическая для легкового автомобиля КТРУ 22.11.11.000-00000004 |
Категория использования шины - Зимняя Номинальная ширина профиля - 235 мм Номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине - 65 % Номинальный посадочный диаметр обода - 17 Дюйм Способ герметизации шины - Бескамерная Тип конструкции - Радиальная Индекс нагрузки - Тип - шипованная Дополнительные характеристики: *Максимально допустимая скорость - **Шина маркирована знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее ***Рисунок протектора - одинаковый |
шт. |
16 |
13. |
Шина пневматическая для легкового автомобиля КТРУ 22.11.11.000-00000004 |
Категория использования шины - Зимняя Номинальная ширина профиля - 285 мм Номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине - 60 % Номинальный посадочный диаметр обода - 18 Дюйм Способ герметизации шины - Бескамерная Тип конструкции - Радиальная Индекс нагрузки - Тип - шипованная Дополнительные характеристики: *Максимально допустимая скорость - **Шина маркирована знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее ***Рисунок протектора - одинаковый |
шт. |
4 |
Согласно п. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Так 27.05.2022 были поданы 2 запроса на дачу разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. В соответствии с которыми было выявлено, что Заказчиком были неверно установлены требования к вышеупомянутым позициям, а именно:
"Максимально допустимая скорость - 210 км/ч (не менее Н)
Максимально допустимая скорость - 240 км/ч (не менее V)"
В ходе заседания Инспекции УФАС установлено, что данные требования установлены ошибочно, т.к. максимальная допустимая скорость зимних шипованных шин с установленными характеристиками должны содержать максимальный индекс Т (190 км/ч).
Таким образом в действиях Заказчика установлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
2. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 июня 2022 г. N 11-114/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2022