Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МИ ФНС России по Северо-Западному Федеральному округу (далее - Заказчик):,
ИП Борисовой Л.Ю. (далее - Участник, Исполнитель):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 15903-ЭП/22 от 15.06.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание клининговых услуг (уборка помещений) (извещение N 0172100007921000003),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.09.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание клининговых услуг (уборка помещений) (извещение N 0172100007921000003) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 700 600,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 14.10.2021 N 0172100007921000003-3 победителем Аукциона признана ИП Борисова Л.Ю.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Борисовой Л.Ю. заключен государственный контракт N 0172100007921000003 от 25.10.2021 на сумму 339 791,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.1 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 31.05.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Борисовой Л.Ю. в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Комиссией УФАС было установлено, что в соответствии с условиями Контракта Исполнитель принял на себя обязательство оказывать клининговые услуги (уборка помещений) (далее - Услуги) в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемый частью Контракта, в срок по 31.12.2023 включительно.
В нарушение п. 1.2. раздела 1 Контракта Исполнитель с 18.05.2022 перестал оказывать Услуги.
Инспекцией в адрес Исполнителя были направлены: 24.05.2022 - информационное письмо N 02-02-16/0923@, 26.05.2022 - Претензия N 02-02-16/0956@ о необходимости исполнения своих обязательств, однако информационное письмо и Претензия (на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе) оставлены Исполнителем без ответа.
В связи с существенным нарушением Участником условий Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым, он передал 01.06.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта нарочно ИП Борисовой Л.Ю.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 31.05.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.06.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Представитель ИП Борисовой Л.Ю. на заседании Комиссии УФАС пояснила следующее.
До 25.02.2022 услуги выполнялись Участником надлежащим образом. Однако, Исполнителю стали поступать письма от поставщиков расходных материалов для уборки в связи с событиями от февраля 2022 года (Письма в приложении к настоящему письму). ИП Борисова Л.Ю. оказалась в сложной ситуации и попыталась расторгнуть Контракт по соглашению сторон, направив Заказчику уведомление от февраля 2022 года и от 02.03.2022 с предложением расторгнуть Контракт по соглашению сторон, сославшись на п.8.2, п.8.3, п.8.4 Контракта (военные действия и вооруженные конфликты) существенно влияющие на исполнение обязательств по Контракту и наступлении форс-мажорных обстоятельств.
25.02.2022 Заказчиком был дан ответ, что им не усматриваются основания для расторжения Контракта по соглашению сторон, а 05.03.2022 дополнительный ответ Заказчика был следующего содержания: "Инспекция сообщает, что при участии в электронном аукционе на право заключения Контракта цена предложения снижена Вами на 51.5% (начальная (максимальная) цена контракта 700600,00 руб., цена контракта по результатам аукциона 339791,00 руб.). В соответствии с положениями Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ демпингом считается снижение цены на 25 % и более. Это экономически не обосновано и несет риски для участника, в числе которых: риск отсутствия прибыли от реализации контракта и получения убытков; риск невозможности исполнения контракта по заявленной цене и включения в реестр недобросовестных поставщиков и, как следствие, невозможности в течение 2-х лет участия в государственных закупках. При участии в электронном аукционе обязанность оценки рисков возложена непосредственно на исполнителя.
В связи с вышеизложенным, Заказчик требует немедленно приступить к обязанностям по контракту осуществлять уборку помещений собственным персоналом и обеспечить Заказчика санитарно-гигиеническими материалами".
Даже при всех рисках снижения цены ИП Борисова Л.Ю. обязалась выполнить требования Заказчика, но в условиях докризисной экономики, без повышения цен на товары более чем на 30 %. В существующих условиях на 01.03.2022, когда паника на рынке привела к существенному повышению цен и неопределенности ситуации, у Исполнителя не стало физических возможностей должным образом оказывать услуги.
В связи с невозможностью договориться мирным путем, ИП Борисова Л.Ю. 18.05.2022 отправила письмо Заказчику об одностороннем расторжении контракта со стороны Исполнителя.
В ответ, 31.05.2022 Заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, при этом, решение ИП Борисовой Л.Ю. об одностороннем расторжении контракта уже вступило в силу от 25.05.2022.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ИП Борисовой Л.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку материалами дела подтверждается, что исполнение заключенного между сторонами Контракта на оказание услуг оказалось невозможным в силу обстоятельств непреодолимой силы, а именно - значительного роста закупочной цены расходных материалов для уборки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ИП Борисовой Л.Ю. предпринимались все необходимые действия как для исполнения обязательств по Контракту, так и для устранения обнаруженных Заказчиком недостатков, а включение ИП Борисовой Л.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Борисовой Л.Ю. (ИНН: 470413152480) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июня 2022 г. N РНП-78-767/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2022