Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
В присутствии представителей:
от Заказчика - Крашеницы Н.Ю.,
от Уполномоченного органа - в отсутствие представителей,
от Заявителя - в отсутствие представителей,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Галстяна А.Ш. на действия заказчика - МКУ "ЖКХ и благоустройства" Предгорного муниципального округа Ставропольского края и уполномоченного органа - администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0121600019022000041 "Устройство спортивной площадки в ст. Боргустанская Предгорного муниципального округа Ставропольского края" (далее - Закупка).
Заявитель обжалует действия Заказчика в части описания объекта Закупки.
Представитель Заказчика пояснил, что все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона.
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Комиссия установила следующее.
В соответствии с п. 1, 3 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
01.06.2022 г. Уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0121600019022000041 на устройство спортивной площадки в ст. Боргустанская Предгорного муниципального округа Ставропольского края (далее - Извещение).
1. Согласно Извещению (Приложение N 1 к Извещению), Заказчику требуется "Стойка баскетбольная игровая" (позиция 2) с кодом КТРУ/ ОКПД2 32.30.15.111-00000023 (далее - позиция 2), в том числе со следующими характеристиками:
Возможность телескопической регулировки высоты |
да |
Назначение |
должна быть предназначена для проведения соревнований и тренировок по баскетболу, может быть возможность использования для игры в мини-баскетбол |
В соответствии с инструкцией по заполнению заявки (далее - Инструкция) если в Приложении 1 к Извещению об осуществлении закупки в требованиях применены слова "может быть" (или его производные), "предпочтительно", (или их производные), "рекомендуется" (или его производные), "допускается", участник вправе указать по своему усмотрению указанные характеристики товара, либо иные, не противоречащие другим установленным требованиям и государственным стандартам, в том числе указать на отсутствие указанного признака у товара (если признак может в принципе отсутствовать). При перечислении допустимых взаимоисключающих (альтернативных) значений (характеристик) товара (материала) могут использоваться знаки препинания ";", ",". Взаимоисключающими (альтернативными) значениями (характеристиками) товара (материала) считаются такие значения (характеристики) товара, определяющие разнообразные варианты исполнения одного и того же товара, и несовместимые в одной единице товара друг с другом, при которых выбор одного значения (характеристики) для конкретного товара исключает возможность (необходимость) применения к данному конкретному товару иного значения.
Следует отметить, что возможность телескопической регулировки высоты стойки не может свидетельствовать о том, что ее назначение возможно для игры в мини-баскетбол.
Таким образом, стойка может как иметь возможность использования для игры в мини-баскетбол так и не иметь.
2. Согласно Извещению (Приложение N 1 к Извещению), Заказчику к позиции 2 установлено:
Высота от пола до нижней кромки щита, мм |
Требуется не более 2906 |
мм |
Размеры баскетбольного щита (длина х высота) |
Не менее 1800x1050 |
мм |
Данный вид товара регламентируется ГОСТ Р 56434-2015 "ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СПОРТИВНЫХ ИГР. ОБОРУДОВАНИЕ БАСКЕТБОЛЬНОЕ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ".
Вышеупомянутым ГОСТ установлено:
Таким образом, максимальная высота от пола до нижней кромки щита с учетом того, что размер самого щита не менее 1800x1050 мм составляет 2900 мм, однако допускаемое отклонение по высоте - плюс/минус 6 мм, соответственно максимальная высота от пола до нижней кромки щита - 2906 мм.
Исходя из вышеуказанного, требование Заказчика относительно высоты от пола до нижней кромки щита установлено в соответствии с положениями Закона N44-ФЗ.
3. Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44 ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145).
П. 4 Правил N 145 установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с п. 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Федерального закона.
П. 6 Правил N145 установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заказчиком к позиции 2 установлены в том числе требования, не включенные в соответствующую позицию КТРУ, а именно:
Высота от пола до нижней кромки щита, мм |
Требуется не более 2906 |
мм |
Размеры баскетбольного щита (длина х высота) |
Не менее 1800x1050 |
мм |
Кольцо баскетбольное |
Должно представлять собой цельносварную конструкцию, состоящую из кольца, выполненного из и арматуры диаметром 16 |
мм |
Цвет разметки на передней стороне щита |
Должен быть белый или черный |
|
Комплектация кольца |
Кольцо может быть с амортизатором, что должно исключать разрушение щита при зависании игрока на кольце |
Однако, на основании п. 5, 6 Правил N 145 Заказчиком в описание товара включено обоснование необходимости использования таких требований.
Таким образом, действия Заказчика не нарушают требования Закона N 44-ФЗ.
4. Заказчиком, к позиции 2 установлены, в том числе следующие требования:
Высота установки корзины |
Не более 3056 |
мм |
Конструкция кольца |
Верхний край кольца должен быть расположен горизонтально на высоте не более 3050 (_ максимум 6) над поверхностью игровой площадки на равном удалении от двух вертикальных краев щита |
мм |
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 56434-2015 допускается увеличение высоты установки корзины плюс/минус 6 мм
Таким образом, требование к высоте установки верхнего края кольца не противоречит требованиям ГОСТ Р 56434-2015 и Закона N 44-ФЗ.
Помимо этого, согласно словарю спортивный терминов, корзина баскетбольная и есть кольцо с сеткой.
Таким образом, Заказчиком при описании объекта Закупки не установлены двусмысленные требования, противоречащие положениям Закона N 44-ФЗ.
5. В соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ Заказчик вправе включить в описание объекта Закупки такие требования к товару, которые отвечают его потребностям. При этом Заказчик вправе самостоятельно определять объем и состав этих требований.
6. Также Заказчиком к позиции 2 установлены такие требования как:
Размеры баскетбольного щита (длина х высота) |
Не менее 1800x1050 |
мм |
Высота стойки от пола до верхней кромки щита |
не менее 2594 |
мм |
Высота от пола до нижней кромки щита, мм |
Требуется не более 2906 |
мм |
Изучив вышеупомянутые требования, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении надлежащим образом установлено описание объекта Закупки. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать характеристики товара, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
При таких обстоятельствах, Комиссией в действиях Заказчика не установлены нарушения требований Закона N 44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Галстяна А.Ш. на действия заказчика - МКУ "ЖКХ и благоустройства" Предгорного муниципального округа Ставропольского края и уполномоченного органа - администрации Предгорного муниципального округа Ставропольского края по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N0121600019022000041 "Устройство спортивной площадки в ст. Боргустанская Предгорного муниципального округа Ставропольского края" - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
И. Г. Лыков
Члены Комиссии
А.М. Резцова
Е.В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 июня 2022 г. N 026/06/42-998/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2022