Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И. Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Козырева Н.А.
от ООО "Эверест" - в отсутствии представителя,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из патовского филиала ГБУ СК "Стававтодор" поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки ООО "Эверест" по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0321500001721000189 "Выполнение работ по техническому обслуживанию автономного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них в Петровском, Туркменском и Апанасенковском районах Ставропольского края".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Эверест" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер, для всех участников процесса.
Из письменных объяснений заказчика следует:
"_28 декабря 2021 года ГБУ СК "Стававтодор", в лице Ипатовского филиала ГБУ СК "Стававтодор" был объявлен электронный аукцион на выполнение работ по техническому обслуживанию автономного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них в Петровском, Туркменском и Апанасенковском районах Ставропольского края.
13 января 2022 г. на основании протокола подведения итогов электронного аукциона N0321500001721000189, Общество с ограниченной ответственностью "ЭВЕРЕСТ" признан победителем вышеуказанного аукциона.
24 января 2022 г. в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" между Государственным бюджетным учреждением Ставропольского края "Стававтодор", (далее Заказчик) в лице Ипатовского филиала ГБУ СК "Стававтодор" и Общество с ограниченной ответственностью "Эверест" (далее Подрядчик) заключен контракт - N9 на выполнение работ по техническому обслуживанию автономного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них в Петровском, Туркменском и Апанасенковском районах Ставропольского края (далее-Контракт).
По условиям контракта Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по техническому обслуживанию автономного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них в Петровском, Туркменском и Апанасенковском районах Ставропольского края (далее работы) согласно локальным сметам (Приложение 1 к контракту), а заказчик принимает на себя обязательства обеспечить приемку и оплатить работы в соответствии с условиями настоящего контракта.
Цена контракта представляет собой цену Контракта предложенную Подрядчиком по результатам электронного аукциона и составляет 1913789,53 рублей без НДС
Согласно п.8.1. Контракта, стороны согласовали, что срок выполнения работ с даты заключения Контракта по 31 .декабря 2022 г.
В соответствии с техническим заданием установлено, что мероприятия по содержанию автономного освещения пешеходных переходов на автомобильных дорогах проводятся постоянно, в круглосуточном режиме в течении всего периода действия контракта, начиная с даты заключения контракта до 31.12.2022 г.
Пунктом З.I.б.Контракта предусмотрено, что Заказчик вправе при невыполнении подрядчиком в назначенный срок требований Заказчика и лица осуществляющего строительный контроль, а также предписаний ГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю, УГАДН по Ставропольскому краю и других государственных контролирующих органов, применить к Подрядчику меры в соответствии с разделом настоящего контракта
21.02.2022 г. в ходе осуществления государственного контроля, Государственным инспектором дорожного надзора Отдела ГИБДД Отдела МВД России по Петровскому городскому округу старшим лейтенантом полиции Е.А. Боярченко, ГБУ СК "Стававтодор" было вынесено представление об устранении нарушений требований ГОСТ Р50597-2017 (предписание N24, N25, N26 от 21.02.2022 г.).
В случае неисполнения указанных предписаний в установленный срок, Заказчик может быть привлечен к ответственности по ч.27 ст. 19.5 КоАП РФ.
Несмотря на то, что по условиям контракта и технического задания Подрядчик обязан осуществлять контроль постоянно и в круглосуточном режиме в течении всего периода действия контракта, Заказчик 21.02.2022 г. согласно предписания ГИБДД направил в адрес ООО "Эверест" заявку о выполнении работ, указанных контролирующим органом. Полученная Подрядчиком заявка осталась без рассмотрения, работы не выполнены, в связи с чем Заказчик в период 24.02.2022 г. и 28.02.2022 г. направил повторно заявки на выполнение работ обусловленных контрактом согласно ранее полученных Заказчиком предписаний контролирующего органа , которые также были проигнорированы.
Поскольку Подрядчик игнорировал условия контракта и направленные в его адрес заявки, а также не предпринял конструктивные меры, направленные на устранение нарушений условий контракта, Заказчик 02.03.2022 г. и 09.03.2022 г. направил уведомления о невыполнении обязательств по контракту, с требованием приступить к выполнению принятых на себя обязательств.
ООО "Эверест" просьбы, изложенные в заявках и уведомлениях Заказчика игнорировал, работы по ремонту и замене ламп уличного освещения не выполнял, техническое обслуживание освещения не проводил, к выполнению работ не приступил, что является фактом неисполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Информации о причинах задержки выполнения работ от ООО "Эверест" не поступало, кроме письменного требования об увеличении стоимости контракта на 30%.
Ипатовский филиал информировал ООО "Эверест", что невыполнение Подрядчиком условий Контракта нарушает требования ГОСТ Р 50597- 2017.Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утверждены Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст.
15.03.2022 г. Заказчик направил в адрес Подрядчика претензию о неисполнении существенных условий контракта. Претензия осталась не рассмотренной, работы Подрядчиком так и не были начаты, (реестр почтового отправления претензии 35663068018798)
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления, сформированный официальном сайтом Почты России от 21.04.2022 года письмо с почтовым идентификатором 35663068018798 возвращено отправителю, в связи с истечением срока хранения.
14.03.2022 г. Заказчик выставил Подрядчику требование об уплате пени в связи с просрочкой исполнения обязательств предусмотренных контрактом за период 22.02.2022 г. по 14.03.2022 г. в размере 22774,Юрублей. На момент принятия данного решения, пени за указанный период Заказчиком также не уплачены.
В этой связи данное обстоятельство является существенным нарушением условий контракта со стороны участника закупки. В связи с чем имеются основания полагать о преднамеренном уклонении Подрядчиком от принятых на себя обязательств.
Кроме этого в соответствии с ч.2. ст.715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона 44-ФЗ Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункта 11.3 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В связи с ненадлежащем исполнением Подрядчиком принятых на себя обязательств, Заказчик на основании норм федерального закона о контрактной системе, гражданского законодательства и подписанного сторонами контракта, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку на 25.04.2022 г. Подрядчик не приступил к выполнению работ обусловленных контрактом.
На момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, конструктивные решения направленные на устранение нарушений условий контракта со стороны подрядчика не предприняты.
С четом изложенного, на основании ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N44-ФЗ, а также п. 11.3 контракта заказчик принял решение отказаться от исполнения контракта N 9 от 24.01.2022 г. на выполнение работ по техническому обслуживанию автономного освещения на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них а Петровском, Туркменском и Апанасенковском районах СК в одностороннем порядке, по причине нарушения существенных условий контракта со стороны подрядчика.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было направлено ООО "Эверест" заказным письмом 26.04.2022 г. _".
При этом, в ходе заседания Комиссии Ставропольского УФАС России установлено следующее:
В соответствии с п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
С 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12. 2 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с пп. "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с пп. "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с пп. "б" настоящего пункта.
Согласно ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных ст. 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 настоящего Федерального закона), ст. 111 (в случае определения в соответствии с ч. 1 ст. 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих не размещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и ст. 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Согласно п. 13 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Материалами дела установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе направлено в адрес ООО "Эверест" заказным письмом с уведомлением. Вместе с тем, данное решение в ЕИС размещено не было.
На момент рассмотрения данного дела, а именно 16.06.2022 г. у комиссии Управления имелись сведения, представленные заказчиком, а именно отчет об отслеживании отправления датированный от 03.06.2022 г., согласно которого заказное письмо с уведомлением, содержащее решение о расторжение контракта - 02 июня 2022 г. 23:46 прибыло в сортировочный центр.
Таким образом, сведений о дате такого надлежащего уведомления
1). дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку) - отсутствует в материалах дела
2). дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом) - отсутствует.
Таким образом, не представляется возможным определить дату вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта со стороны заказчика.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
При указанных обстоятельствах Комиссия Ставропольского УФАС России установила, что ООО "Эверест" не может быть признано недобросовестным поставщиком, по смыслу статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 70 Закона N 44-ФЗ и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Эверест" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г. В. Золина
И. Г. Лыков
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
Б. Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 16 июня 2022 г. N РНП-26-1819
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2022