Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Управления благоустройства, инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации Государственного бюджетного учреждения "Управление общежитиями среднего профессионального образования Пермского края" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Галиханове Р.И. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта N 125 на поставку самоспасателей для нужд ГБУ "Управление общежитиями СПО ПК".,
УСТАНОВИЛА:
Заслушав представителя сторон, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
18.09.2020 г. между Заказчиком и ИП Галихановым Р.И. заключен контракт N 125 на поставку самоспасателей на сумму 188 926,98 (далее - Контракт).
12.10.2020 товар по контракту передан Заказчику вместе с документом, подтверждающим прохождение обаятельной сертификации - Сертификатом соответствия NЕАЭС KG417\019.RU/02/00961 серия KG # 0073217. На основании того, что указанный сертификат соответствия был отозван Заказчик отказался принять товар, потребовав заменить его товаров надлежащего качества. В связи с тем, сто замена товара не была произведена ИП Галихановым Р.И., Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. (такая возможность предусмотрена разделом 2 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. В соответствии с настоящим Контрактом Поставщик обязуется передать Заказчику самоспасатели (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение 1 к настоящему Контракту), а Заказчик обеспечить приемку и оплатить поставленный Товар по цене, установленной условиями настоящего Контракта.
1.2. Срок, место поставки установлены в Спецификации (приложение 1 к настоящему Контракту).
1.3. Датой подписания Контракта считается дата подписания Заказчиком электронной подписью Контракта.
1.4. Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 31 октября 2020 г.
1.5. Цена Контракта составляет 188 926 (сто восемьдесят восемь тысяч девятьсот двадцать шесть) рублей 98 копеек. НДС не облагается.
1.6. 2 к настоящему Контракту).
1.7. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств стороны несут ответственность в соответствии со ст. 34 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
1.8. Стороны настоящего Контракта освобождаются от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажут, что просрочка исполнения соответствующего обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой Стороны.
1.9. Изменения в Контракт могут быть внесены в соответствии с Законом о контрактной системе по соглашению Сторон с обязательным составлением дополнительного соглашения, подписанного уполномоченными представителями Сторон и являющегося неотъемлемой частью Контракта.
1.10. Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
1.11. Настоящий Контракт заключен в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи Заказчика и Поставщика.
1.12. В случае недостижения взаимного согласия споры по настоящему Контракту разрешаются в Арбитражном суде Пермского края.
До передачи спора на разрешение Арбитражного суда Пермского края Стороны примут меры к его урегулированию в претензионном порядке. Претензия должна быть направлена в письменном виде. По полученной претензии Сторона должна дать письменный ответ по существу в срок не позднее 14 (четырнадцати) дней с даты ее получения.
1.13. В случае изменения местонахождения и (или) банковских реквизитов Сторона, у которой произошли такие изменения, обязана в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента вышеуказанных изменений письменно уведомить об этом другую Сторону.
1.14. Весь документооборот между Сторонами осуществляется в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
1.15. К Контракту прилагаются и являются неотъемлемой его частью:
Приложение N1 - Спецификация;
Приложение N2 - Порядок приемки Товара;
Приложение N3 - Форма документа о приемке Товара;
Согласно порядку приемки Товара (приложение 2 к Контракту),
1. Поставщик обязан уведомить Заказчика о планируемой поставке Товара не позднее чем за 5 (пять) дней.
1. Приемка Товара осуществляется не позднее 5 (пять) рабочих дней со дня поставки
Товара.
2. Приемка Товара осуществляется в два этапа.
3. На первом этапе осуществляется приемка Товаров по количеству и ассортименту на соответствие требованиям Контракта, в т.ч. проверяется соответствие количества, и ассортимента поставленного Товара, сведениям, указанным в сопроводительных документах, перечисленных в п. 18 настоящего Приложения к Контракту.
3.1. Приемка Товара по количеству и ассортименту проводится в день поставки Товара.
3.2. При обнаружении несоответствия количества и (или) ассортимента поставленного Товара (партии Товара), установленному в Контракте, Заказчиком оформляется мотивированный отказ Поставщику от приемки Товара в день приемки Товара и направляется Поставщику. При этом весь Товар (вся партия Товара) считается не поставленным до момента устранения нарушений, выявленных при приемке Товара.
3.3. Срок устранения Поставщиком несоответствий, выявленных при приемке Товара, не должен превышать 5 (пять) рабочих дней с момента получения мотивированного отказа.
3.4. Товар не подлежит приемке в случае отсутствия или ненадлежащего оформления сопроводительных документов и документов, подтверждающих качество Товара, в поврежденной упаковке или не соответствующий указанным в сопроводительных документах и Контракте наименованиям и количеству, а также подлежащий изъятию из гражданского оборота.
3.5. По результатам приемки Товара по количеству и ассортименту Заказчик подписывает Товарную накладную (Товарно-транспортную накладную).
4. На втором этапе осуществляется проверка качества Товара, включая срок годности (при наличии), на их соответствие сопроводительным документам, перечисленных в п. 18
настоящего приложения к Контракту.
5. Товар не подлежит приемке в случае несоответствия качества Товара сопроводительным документам.
Поставщик обязан обеспечить замену ненадлежащего Товара на Товар надлежащего качества в соответствующем количестве в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения соответствующего требования Заказчика.
6. Представитель Поставщика, уполномоченный на участие в приемке Товара, должен иметь оригинал или надлежаще заверенную копию доверенности.
7. Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу.
8. В течение 1 рабочего дня после завершения приемки Товара и при наличии всех сопроводительных документов Заказчиком оформляется документ о приемке Товара по форме, установленной в приложении N 3 к настоящему Контракту.
9. Качество Товара должно соответствовать требованиям действующего законодательства Российской Федерации (ГОСТ, ТУ и др.).
10. Товар должен иметь маркировку и инструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия на момент получения Товара надлежаще оформленных документов о качестве Товара, а также маркировки и инструкции, соответствующих законодательству Российской Федерации, Товар приемке не подлежит.
11. При исполнении Контракта по согласованию Заказчика с Поставщиком допускается поставка Товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте.
12. Поставщик несет все расходы, связанные с заменой или возвратом Товара ненадлежащего качества, без предъявления указанных расходов Заказчику.
13. При необходимости Товар поставляется в таре и упаковке, соответствующей государственным стандартам такого рода товарам.
14. При необходимости тара и упаковка должны быть прочными, сухими, без нарушения целостности со специальной маркировкой. На упаковках каждой единицы Товара, в зависимости от вида Товара, должно быть хорошо читаемым шрифтом на русском языке указано: наименование Товара; название организации-производителя; номер серии и дата изготовления; способ применения; срок годности; условия хранения, а также иная информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации.
15. При необходимости упаковка и маркировка ящиков, а также документация внутри и вне их должны соответствовать специальным требованиям. Места, требующие специального обращения, должны иметь дополнительную маркировку: "Осторожно", "Верх", "Не кантовать", "Стекло" и другие в зависимости от особенностей груза.
16. Отгрузка Товара Поставщиком по настоящему Контракту оформляется Поставщиком пакетом сопроводительных документов, перечисленных в п. 18 настоящего приложения к Контракту, с учетом п. 2.9 Контракта.
17. Пакет документов должен содержать сопроводительный документ на Товар, содержащий информацию о:
- дате оформления сопроводительного документа;
Поставщике (полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения);
- Заказчике (полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения);
- наименовании Товара, сроке годности и номере серии;
- стране происхождения Товара;
- наименовании производителя Товара;
- количестве Товара;
- должностном лице, составившем сопроводительный документ (должность, Ф.И.О.).
К сопроводительному документу прикладываются:
- Реестр документов качества с приложением документов качества (сертификаты соответствия с приложением, выданные органом по сертификации, аккредитованным Госстандартом России, для товаров, подлежащих обязательной сертификации, или справка уполномоченного органа о том, что Товар не подлежит обязательной сертификации);
- товарная накладная или товарно-транспортная накладная;
- счет, счет-фактура (при наличии);
- документ о приемке Товара.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В ч. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров (п. 2 ст. 523 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Часть 12 ст. 95 Закона о закупках утратила силу с 01.01.2022 г.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном частью 17.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 части 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном частью 20.2 статьи 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона о закупках информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно ч. 6 ст. 104 Закона о закупках в случае, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
05.05.2022 г. - Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
05.05.2022 г. - решение о расторжении договора в одностороннем порядке направлено Подрядчику посредством почтового отправления.
27.05.2022 г. - дата надлежащего уведомления в связи с получением Заказчиком подтверждения получения Подрядчиком решения об одностороннем отказе
07.06.2022 г. - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
06.05.2022 г. - решение об одностороннем отказе было направлено в Пермское УФАС России.
Таким образом обращение Заказчика направлено в Пермское УФАС России до вступления решения об одностороннем отказе в силу, но на дату принятия решения по обращению указанное решение вступило в силу.
Из поступившего обращения Заказчика следует, что неисполнение обязательств ИП Галихановым Р.И. выразилось в том, что Подрядчик не заменил поставленный товар, не советующий требованию качеств, товаров надлежащего качества.
Заказчик пояснил, что предложенный к поставке товар был произведен в период, когда указанный сертификат соответствия требованиям качества был действующим.
Комиссией Пермского УФАС России установлено, что Поставщиком исполнялись работы по контракту, что подтверждается Заказчиком.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения об ИП Галиханове Р.И. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Галиханов Р.И. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.Н. Белова |
Члены Комиссии: |
М.А. Журавлев |
А.А. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 июня 2022 г. N РНП-59-264
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2022