Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Буматика" (далее - Заявитель) на действия Комиссии по осуществлению закупок N 22131, (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на ликвидация несанкционированных свалок на территории Краснокамского городского округа (извN 0856300009322000131),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии с "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856300009322000131 Уполномоченным органом, в интересах Заказчика, проводился электронный аукцион на ликвидация несанкционированных свалок на территории Краснокамского городского округа.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 25.05.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 972 796,50 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 02.06.2022 г;
5) дата опубликования протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1 - 03.06.2022 г.
Заявитель жалобы считает, что в нарушение норм действующего законодательства, победителем закупки стал участник, чья заявка должна была быть признана несоответствующей требованиям извещения.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.06.2022 NИЭА1 победителем закупки признано ООО "ЭКО".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В связи с ч. 3 ст. 33 Закона о закупках не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 12. ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии пп. "н" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с п.2 ч.17 ст.48 Закона о закупках Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать, в том числе, информацию о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0356300201722000012 требования к содержанию, составу заявки указаны в отдельном файле. Так, согласно п. 1.13 "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке" от участников требуется предоставить следующие документы:
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
- Лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - V классов опасности.
Исходя из положений п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно ст. 780 ГК РФ если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.
Из анализа извещения Комиссии Управления стало известно, что Заказчик предусмотрел в техническом задании конкретные виды отходов, с которыми необходимо будет работать победителю аукциона и установил требование к участникам закупки об обладании лицензиями.
Вместе с тем, согласно положениям проекта контракта (п. 4.4.7) по рассматриваемой закупке к обязанностям исполнителя отнесено предоставлять информацию о всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с Исполнителем, а также копию заключенного договора (договоров). Указанная информация и копия договора (договоров) предоставляется Заказчику Исполнителем в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с соисполнителем.
Таким образом, условиями контракта не запрещено привлечение иных лиц (соисполнителей) к оказанию услуг по размещению опасных отходов, обладающих необходимой лицензией.
Положения документа "содержание и состав заявки" не коррелируют с положениями приложения к извещению "техническое задание".
Таким образом, поскольку Аукционная комиссия проверяет заявки на соответствие требованиям извещения, а заявка победителя закупки ООО "ЭКО" содержала лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в действиях Аукционной комиссии нарушений норм закона о закупках не усматривается.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что довод Заявителя о том, что победителем закупки стал участник, чья заявка должна была быть признана несоответствующей требованиям извещения не нашёл своего отражения.
Доказательств иного в материалах жалобы не подставлено.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Как было указано выше, Заказчиком установлено требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - V классов опасности.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 (ред. от 28.02.2022) "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности").
Настоящее положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами).
Деятельность в области обращения с отходами составляют работы по перечню согласно приложению.
В соответствии с вышеуказанным приложением работа с отходами лицензируется только в части обращения с отходами I - IV классов опасности.
Таким образом, в действиях Заказчика, установившего требование о предоставлении в составе заявки лицензии на вид деятельности который лицензированию не подлежит имеется нарушение требований п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе внеплановой проверки установлено, что правовое регулирование основ обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
В ст. 1 Закона N 89-ФЗ определены следующие понятия:
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение на специально оборудованных сооружениях, предназначенные для размещения отходов (полигоны и т.д.);
транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо предоставленного им на иных правах.
В силу требований лицензионного законодательства для осуществления деятельности по сбору и размещению отходов необходимо наличие объекта размещения отходов (полигона).
Объект размещения отходов - это специально оборудованное сооружение (например, полигон), предназначенное для размещения отходов. К объектам размещения отходов относятся объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
В то время как, лицо, оказывающее услуги по транспортированию отходов, не обязано иметь полигон.
Как было указано выше, контрактом не запрещено привлечение иных лиц (соисполнителей) к оказанию услуг по размещению опасных отходов, обладающих необходимой лицензией.
Комиссия отмечает, что утилизация отходов является самостоятельным видом деятельности при обращении с отходами по отношению к деятельности по транспортированию отходов.
Комиссия также отмечает, что действующее законодательство не запрещает участникам, не имеющим лицензии на утилизация, заключать договоры субподряда по утилизация отходов на специализированных полигонах.
Из анализа Технического задания можно сделать вывод, что основная цель закупки - сбор, погрузку, перевозку, передачу на размещение отходов на полигон ТБО, вертикальную планировку и очистку от отходов площадки после уборки.
Следовательно, на момент подачи заявки, несмотря на возможность привлечения соисполнителей для исполнения Контракта, участник закупки должен иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Таким образом, Заказчик, установив требование к участникам закупки об обладании лицензиями на все виды деятельности, в том числе не входящие в объект закупки, ограничил право заинтересованных лиц на участие в оспариваемой закупке.
В соответствии с правовой позицией Президиума Верховного Суда РФ (п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) в том случае, если какие-либо работы (услуги) не являются самостоятельным предметом закупки, а входят неотъемлемой частью в комплекс работ (услуг), составляющий предмет контракта, требование о наличии лицензии на выполнение таких работ (оказание услуг) непосредственно у подрядчика (исполнителя) не является обязательным. Выполнение таких работ или оказание таких услуг может осуществляться иными лицами, обладающими соответствующей лицензией и привлеченными подрядчиком (исполнителем) к исполнению контракта на основании договора между ними.
Таким образом, из вышеуказанных положений законодательства, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Буматика" на действия Комиссии по осуществлению закупок N 22131 при проведении электронного аукциона на ликвидация несанкционированных свалок на территории Краснокамского городского округа (извN 0856300009322000131) необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.3 ч.2 ст.42 Закона о закупках, выявленные в ходе внеплановой проверки.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 июня 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.06.2022