Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Теинстройпроект" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии N 3 Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по осуществлению строительного контроля за объектом: "Капитальный ремонт помещений здания онкогематологического центра по адресу: г. Пермь, ул. Баумана, 22 лит. "Ж"" (изв.N 0856200000422000001),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Аукционной комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856200000422000001 ГКУ ПК "Финансово-хозяйственное управление" (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на выполнение работ по осуществлению строительного контроля за объектом: "Капитальный ремонт помещений здания онкогематологического центра по адресу: г. Пермь, ул. Баумана, 22 лит. "Ж"".
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.05.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 952 490,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 02.06.2022 г.
Заявитель полагает, что Аукционная комиссия в нарушение требований Закона о закупках признала победителем закупки ООО "Акропль-М", поскольку данный участник является подрядчиком по выполнению работ по капитальному ремонту помещений здания онкогематологического центра по адресу: г. Пермь, ул. Баумана, 22 лит. "Ж", тем самым в нарушение ст. 52, 53 Градостроительного кодекса РФ, ст. 748 Гражданского кодекса РФ, ООО "Акропль-М" не могут быть переданы функции заказчика по контролю за строительством. Заказчик (застройщик) обязан обеспечить строительный контроль либо путем личного его осуществления, либо путем возложения данной обязанности на лицо, не выполняющее работы по договору строительного подряда.
В письменных пояснениях представитель Аукционной комиссии указал, что Закон о закупках не содержит такое основание для отклонения заявки участника, являющимся подрядчиком по договору строительного подряда, в рамках которого требуется оказать услуги по строительному контролю.
Согласно ч. 1 ст. 27 Закона о закупках участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пп. "о" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать информацию и документы об участнике закупке, в частности, декларация о соответствии участника закупки требованиям, установленным п. 3 - 5, 7 - 11 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки: члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного п. 9 ч. 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым п. 9 ч. 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
На основании ч. 12 ст. 48 Закона о закупках при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
Согласно ч.12 ст. 48 Закона о закупках и рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
Из ч. 2 ст. 53 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ) следует, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Частью 8 ст. 53 ГрК РФ следует, что порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Согласно п. 3 Положения строительный контроль может проводиться как лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик), так и застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).
В пунктах 5, 6 Положения закреплены функции по осуществлению строительного контроля, осуществляемого подрядчиком и заказчиком соответственно.
Из указанных положений действующего законодательства следует, что функции строительного контроля могут осуществляться как подрядной организацией, так и заказчиком.
При этом, в зависимости от порядка осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства различается порядок, а также субъектный состав лиц, которые вправе осуществлять строительный контроль.
Так, в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт осуществляется на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
С учетом того, что предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при капитальном ремонте объекта капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, то при осуществлении функций строительного контроля заказчиком допустимо привлекать на основании договора индивидуального предпринимателя или юридического лица, вместе с тем, пределы такой допустимости ограничиваются необходимостью соблюдения принципов разумности, добросовестности при исполнении обязательств сторонами.
Согласно ч. 1 ст. 748 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
Так, заключение договора с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом должно преследовать цель проведения объективного и независимого контроля за осуществлением строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, вместе с тем, привлечение в качестве такого лица подрядчика, с которым заключен договор строительного подряда, приведет к нивелированию функций контроля, осуществляемых заказчиком, а, следовательно, к исполнению обязательств по контролю за ходом и качеством выполнения работ самим подрядчиком, тогда как заключение договора подряда предполагает наличие взаимных прав и обязанностей двух сторон в силу ч. 1 ст. 420 ГК РФ.
Аналогичная позиция выражена в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (исх. N 2390-ТБ/02 от 29.01.2020).
Как было указано выше, объектом закупки является выполнение работ по осуществлению строительного контроля за объектом: "Капитальный ремонт помещений здания онкогематологического центра по адресу: г. Пермь, ул. Баумана, 22 лит. "Ж"".
Комиссией установлено, что ранее Заказчиком проводится электронный аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту помещений здания онкогематологического центра по адресу: г. Пермь, ул. Баумана, 22 лит. "Ж" (изв.N 0156200009922000254). По результатам аукциона Заказчиком заключен контракт с ООО "Акропль-М" (реестровая запись N 2590299523322000012).
С учетом изложенного, у Аукционной комиссии не имелось оснований для признания заявки победителя закупки соответствующей требованиям извещения о проведении закупки, так как действующим законодательством не предусмотрено осуществление подрядчиком, осуществляющим реконструкцию объекта капитального строительства, строительного контроля от имени заказчика, что противоречит сути и назначению функций строительного контроля, предусмотренных пунктами 2, 6 Положения, а также положениям п. 1 с. 420, 478 ГК РФ. Участник закупки не соответствует требованиям ч. 1 ст. 31 Закона о закупках.
На основании указанного выше Комиссия приходит к выводу, что в действиях Аукционной комиссии имеется нарушение п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках.
В указанных действиях Аукционной комиссии имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 7 ст. 51 Закона о закупках заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с ч. 9 и 10 ст. 31 Закона о закупках.
Согласно ч. 9 ст. 31 Закона о закупках отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Согласно информации размещенной в ЕИС 15.06.2022 г. Заказчиком размещен протокол об отказе от заключения контракта от 15.06.2022 NПОК20_1 с победителем закупки на основании ч. 9 ст. 31 Закона о закупках.
16.06.2022 г. проект контракта направлен заявке с порядковым номером 2.
Поскольку выявленное нарушение устранено, а также с учетом п. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия решила предписание не выдавать.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Теинстройпроект" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по осуществлению строительного контроля за объектом: "Капитальный ремонт помещений здания онкогематологического центра по адресу: г. Пермь, ул. Баумана, 22 лит. "Ж"" (изв.N 0856200000422000001) обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение требований п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение устранено.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Аукционной комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 16 июня 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2022