Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
в отсутствии представителей сторон (уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ИП Кремешкова А.А. (далее - Заявитель) на действия Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" администрации Краснокамского городского округа (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальным закупкам" (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на реконструкцию здания компрессорной под зал бокса и спортивного игрового зала (изв. N 0856300009322000135),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии с "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856300009322000135 Уполномоченным органом Заказчиком проводился электронный аукцион на реконструкцию здания компрессорной под зал бокса и спортивного игрового зала.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 01.06.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 37 091 719,40 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 09.06.2022 г;
Заявитель полагает, что документация к закупке (извещение N 0856300009322000135) содержит в своем составе требования по поставке оборудования, технологически и функционально не связанного с предметом закупки - Реконструкция здания компрессорной под зал бокса и спортивного игрового зала. Так, согласно смете "02-01-07" и сводному сметному расчету, необходимо поставить следующее, не монтируемое оборудование:
"Стол письменный Монолит, Подставка под системный блок Монолит ПМ32.1 См21.1, Тумба подкатная Монолит ТМ25.1, Тумба приставная, Стул Аскона, Ведро для мусора, Кресло офисное, Моноблок lenovo, Кулер для воды, Корзина для бумаг и т.д.". Перечисленное оборудование не является монтируемым, а является стационарным. Так, предметы мебели и электроники, не связаны с проведением строительных работ, и в принципе технологически и функционально не связаны со строительными работами, и их поставка может осуществляться отдельно. Объединение заказчиком в один предмет закупки строительных работ и поставки товаров неправомерно и приводит к нарушению прав участников закупки.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что по заданию заказчика МБУ "Физкультурно-оздоровительный комплекс "Олимпийский" разработана проектная документация "Реконструкция здания компрессорной под зал бокса и спортивного игрового зала" ООО "Астро-Проект" шифр 02-2021-ПЗ. Проектной документацией предусмотрено монтируемое оборудование. В соответствии с ч. 57 ст. 112 Закона о закупках: "в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 56 настоящей статьи контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования". В локальном сметном расчете, являющимся приложением к контракту, извещении об осуществлении закупки, стоимость работ по реконструкции объекта и стоимость поставляемого оборудования указаны раздельно, что не противоречит части 63.1 ст. 112 Закона о закупках. В соответствии с ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса, разрешение на ввод объекта реконструкции в эксплуатацию может быть получено при выполнении работ в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией. Без предусмотренного в проекте оборудования разрешение на ввод в эксплуатацию не будет получено. Кроме того, Заказчик указывает на то, что в соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о закупках, любой участник закупки вправе направить запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. Заявитель указанным правом не воспользовался. Электронный аукцион признан не состоявшимся, так как не подано не одной заявки на участие в нем.
Уполномоченным органом были приведены доводы, аналогичные доводам Заказчика.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как указано выше, объектом закупки является реконструкция здания компрессорной под зал бокса и спортивного игрового зала.
Согласно извещению о проведении закупки, в Локальном сметном расчете (смета) N 02-01-07 необходимо поставить оборудование, в частности: Корзина для бумаг 11 л BRAUBERG, Скамья деревянная СК-1-1500, Кулер для воды AELLD-AEL-172С, Кресло офисное Престиж, Ведро для мусора с педалью 12 л сталь серебристое Solinne, Стул Аскона и т.д.
Проанализировав положения документации о закупке, а также пояснения сторон, Комиссия установила следующее.
Для поставки оборудования в целях выполнения работ по организации строительства по рассматриваемому объекту от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством, а также должен соответствовать дополнительным требованиям.
На основании изложенного, в предмет контракта включена поставка оборудования, не связанного с процессом строительства.
В дополнительных пояснениях от 21.06.2022 N 401 Заказчик указал, что в локальном сметном расчете (смете) N 02-01-07 перечислено оборудование, подлежащее поставке, а так же работы по установке (монтажу) части поставляемого оборудования, требующего такой установки (монтажа). Без сборки и установки часть поставляемого оборудования не может быть использована. Вместе с тем, Заказчиком не представлено доказательств того, что оборудование, предусмотренное локальным сметным расчетом N 02-01-07, неразрывно связано с объектом закупки, а также необходимо для обеспечения эксплуатации такого объекта.
Таким образом, в один предмет закупки объединены строительные работы и поставка товаров, технологически и функционально не связанных с объектом строительства, что не соответствует требованиям п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кремешкова А. А. на действия МКУ "Управление капитального строительства" администрации Краснокамского городского округа, МКУ "Агентство по муниципальным закупкам" при проведении электронного аукциона на реконструкцию здания компрессорной под зал бокса и спортивного игрового зала (изв. N 0856300009322000135) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. В целях устранения нарушений Заказчику, Уполномоченному органу выдать предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Аукционной комиссии к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 17 июня 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2022