Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Чащиной М.Е. (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Главного управления МВД РФ по Пермскому краю" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку кондиционеров бытовых (изв.N 0856100000222000037),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, выразившиеся в следующем:
1) Заявитель полагает, что предоставленные разъяснения положений извещения о проведении закупки не содержат конкретные и достоверные данные;
2) Заявитель полагает, что Техническое задание не содержит надлежащее обоснование включения дополнительных характеристик;
3) Заявитель полагает, что показатели "Мощность в режиме охлаждения", "мощность в режиме обогрева" является идентичным параметрам "Производительность охлаждения", "Производительность обогрева".
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856100000222000037 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку кондиционеров бытовых.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 07.06.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 224 333,35 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 15.06.2022 г.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика указал, что производительность обогрева (теплопроизводительность) - это количество тепла, отдаваемое оборудованием в кондиционируемое помещение за определенный промежуток времени. Производительность охлаждения (холодопроизводительность) - это количество тепла, которое оборудование может удалить из кондиционируемого пространства за определенный промежуток времени. Потребляемая мощность - это средняя потребляемая электрическая мощность оборудования. Следовательно, мощность охлаждения - это то, сколько энергии требуется кондиционеру для его работы, а производительность охлаждения - это то. сколько холода "вырабатывает" кондиционер. Как правило, производительность охлаждения в несколько раз больше мощности охлаждения, чем больше это соотношение, тем лучше у кондиционера коэффициент полезного действия. Относительно отсутствия обоснования дополнительных характеристик Заказчик указал, что на основании пп. "б" п.5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145. при описании объекта закупки установлены дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики закупаемого товара. При описании объекта закупки указан код позиция КТРУ 28.25.12.130-00000010 "Кондиционер бытовой". Согласно КТРУ 28.25.12.130-00000010 единственной обязательной к применению характеристикой является вид кондиционера: "Сплит-система". Данная характеристика была установлена Заказчиком в техническом задании извещения о проведении Закупки. Все обязательные характеристики согласно КТРУ 28.25.12.130-00000010 Заказчиком были использованы. Иные характеристики не являются обязательными для применения. Заказчиком в Техническое задание включено обоснование использования дополнительных характеристик. По мнению Заявителя, данное обоснование является ненадлежащим. Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает каких-либо требований к форме и содержанию обоснования включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о закупках формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила формирования, Правила использования).
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В силу п. 4 Правил использования Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил использования Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о закупках, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 6 Правил использования в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 Правил использования, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п. 7 Правил использования в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с пп. "а" п. 10 Правил формирования в позицию каталога включается код позиции каталога, формируемый в соответствии с п. 12 настоящих Правил формирования.
Согласно п. 12 Правил формирования позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно пп. "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о закупках характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о закупках любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
1. Относительно первого довода жалобы Комиссия отмечает следующее.
08.06.2022 в адрес Заказчика поступил запрос разъяснений документации. 09.06.2022 г. Заказчиком размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 09.06.2022 NРИ2 без внесения изменений.
Комиссией установлено, что разъяснения положений документации сформированы и размещены Заказчиком в регламентированный ч. 5 ст. 42 Закона о закупках срок.
Относительно содержания разъяснений положений документации, размещенных Заказчиком, Комиссия отмечает, что положения Закона о закупках не регламентируют степень полноты разъяснений положений извещения об осуществлении закупки. Степень удовлетворенности участника закупки полученными разъяснениями - это субъективный фактор, который выходит за рамки правовых оценок.
Довод жалобы признан необоснованным.
2. Относительно второго и третьего довода жалобы Комиссия отмечает следующее.
Согласно извещению о проведении закупки описание объекта закупки указано в приложении N 2 "Описание объекта закупки" (далее - Техническое задание).
Согласно Техническому заданию объектом закупки является, в том числе, поставка бытовых кондиционеров, соответствующих позиции КТРУ - 28.25.12.130-00000010, в частности, со следующими характеристиками:
1) Мощность в режиме охлаждения, кВт: не менее 4 и не более 6;
2) Мощность в режиме обогрева, кВт: не менее 4 и не более 6;
3) Производительность охлаждения, кВт: не менее 14 и не более 15;
4) Производительность обогрева, кВт: не менее 15 и не более 16.
Комиссией установлено, что Техническое задание помимо обязательных характеристик, предусмотренных КТРУ - вид кондиционера (Сплит-система), содержит дополнительные характеристики, в том числе применение которых не обязательно согласно позиции КТРУ.
Также в Техническом задании указано обоснование использования дополнительных характеристик: ввиду того, что технические регламенты, стандарты и иные требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, не могут в полной мере охватить все необходимые заказчику функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, документация содержит иные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, а также дополнительные технические характеристики.
Комиссия отмечает, что Закон о закупках, Правила не предусматривают каких-либо требований к форме и содержанию обоснования включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки. В данном случае, установленные дополнительные характеристики являются потребностью Заказчика и составляют описание объекта необходимого к поставке.
Довод жалобы признан необоснованным.
Также, как указывает Заявитель показатели "Мощность в режиме охлаждения", "мощность в режиме обогрева" являются идентичным параметрам "Производительность охлаждения", "Производительность обогрева".
Согласно пояснениям Заказчика требованиям Технического задания соответствуют товары трех производителем, что подтверждается поступившими коммерческими предложениями:
- кондиционер кассетного типа Energolux SAC48C3-A/SAU48U3-A;
- кондиционер бытовой, сплит система Tosot T48H-LC3/I_TF06PLC_T48H-LU3/O;
- сплит система кассетного типа CO-4C 48HNX/CO-E 48HNX.
В ходе анализа коммерческих предложений, технической документации кондиционеров и сплит-систем Комиссия установила, при описании характеристик производителя используются следующие характеристики: производительность (или мощность) и потребляемая мощность в различных режимах.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что производителями разделены понятия характеристик производительность (или мощность) и потребляемая мощность.
Вместе с тем, Техническое задание содержит характеристики мощность и производительность в различных значениях. Тем самым, положения Технического задания вводят участников закупки в заблуждение, что усложняет подачу заявки на участие в аукционе.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Чащиной М.Е. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку кондиционеров бытовых (изв.N 0856100000222000037) обоснованной в части третьего довода.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 июня 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2022