Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО НУЦ НМО в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовке среднего медицинского персонала (изв. N 0356500005121000464).
УСТАНОВИЛА:
11.02.2022 г. между Заказчиком и ООО НУЦ НМО был заключен контракт N 0356500005121000464 на оказание образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовке среднего медицинского персонала.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
12.05.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, ввиду ненадлежащего исполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется оказать образовательные услуги по повышению квалификации и профессиональной переподготовке среднего медицинского персонала Заказчика (далее - услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем оказываемых услуг, требования к качеству и порядку оказания услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3.Срок начала оказания услуг: с даты заключения Контракта
1.4.Срок окончания оказания услуг: 31.12.2023 г.
1.5.оказание услуг производится на основании заявок Заказчика, в объеме и сроки, установленные в конкретной заявке.
1.6.Место оказания услуг: В соответствии с Техническим заданием.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Исполнителя, надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками оказания услуг.
4.1.3. Проводить в любое время проверку и контроль оказания услуг без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность.
4.1.4. Требовать от Исполнителя своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки, в течение гарантийного срока (при его установлении в Контракте).
4.1.5. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы оказанных услуг.
4.1.6. Отказаться от приемки и оплаты услуг, не соответствующих условиям Контракта.
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
4.4. Исполнитель обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом оказать услуги и предоставить Заказчику результаты оказанной услуги, предусмотренные Контрактом, а также документы, предусмотренные настоящим Контрактом, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. если в ходе исполнения Контракта информация об Исполнителе, в том числе учредителе Исполнителя, членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа Исполнителя, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
7.4.2. неисполнении Исполнителем в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации.
7.4.3.неисполнении Исполнителем обязательств, предусмотренным Разделом "Права и обязанности Сторон" настоящего Контракта.
7.4.4.непредоставление Исполнителем информации обо всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с Исполнителем, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с соисполнителем.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ст. 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном частью 17.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 части 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
4) в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, поставщик (подрядчик, исполнитель) направляет такое решение заказчику в порядке, установленном частью 20.2 статьи 95 указанного Федерального закона (в редакции настоящего Федерального закона).
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона о закупках информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о закупках в случае, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято 12.05.2022 г.
13.05.2022 г. - уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке размещено в ЕИС.
13.05.2022 г. - решение Заказчика направлено Подрядчику посредством почтовой связи.
29.05.2022 г. - дата надлежащего уведомления, в связи с тем, что Заказчик не получил уведомление о вручении решения Исполнителю.
09.06.2022 г. - дата вступления решения Заказчика об одностороннем отказе в силу
14.06.2022 г. решение об одностороннем отказе было направлено в Пермское УФАС России.
Вместе с тем, статус Контракта был изменён на "Исполнение прекращено" 15.06.2022 г.
Комиссией установлено, что вышеуказанные действия Заказчика противоречат нормам ч. 13 ст. 95 Закона о закупках.
Действия Заказчика содержат признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Комиссией, в ходе рассмотрения обращения установлено следующее.
С момента заключения Контракта между Заказчиком и Исполнителем велась активная переписка относительно исполнения обязательств по Контракту.
Из вышеуказанной переписки сторон Комиссии Управления стало известно следующее.
14.02.2022 г. Заказчик, в соответствии с условиями Контракта, направил исполнителю заявку на оказание образовательных услуг. Вместе с тем, указанная заявка неоднократно редактировалась, окончательная редакция была направлена Исполнителю 18.02.2022 г.
В ответном письме Исполнитель пояснил, учитывая, что 19.02. 2022 г. и 20.02.2022 г. являются выходными днями, у Исполнителя не имеется возможности начать обучение с 21.02.2022 г., как того требует Заказчик в своей заявке.
28.02.2022 г. исполнителем были запрошены все необходимые документы для организации учебного процесса.
02.03.2022 г. Исполнителем в письме N 019/2022 было предложено пройти обучение в заочной форме с применением дистанционных технологий через информационно - коммуникационный портал в сети "Интернет" без отрыва от основной работы в предложенные и согласованные с ГБУЗ Пермского края "Краевая детская клиническая больница" сроки, в количестве 40 человек, однако на данное предложение Заказчик ответил отказом (письмо Заказчика от 03.03.2022 г. N 01-07-498).
15.03.2022 г. Исполнитель направил Заказчику письмо, в котором предложил расторгнуть Контракт по соглашению сторон. В обоснование такого предложения Общество указало на складывается крайне неблагоприятно для исполнения контракта: увеличение ставки Центрального Банка РФ, резкий рост цен на транспортные и иные расходы, в результате санкций, введенных в отношении РФ.
Так же, Общество указало, что 3атраты на обучение одного слушателя в текущий момент значительно превышают расчеты, проведенные при принятии решения об участии в закупке.
Заказчик, ввиду неготовности проводить новую закупку ответил на вышеизложенное предложение отказом.
24 марта 2022 года, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения гражданско-правового договора NN0356500005121000464 на оказание образовательных услуг по повышению квалификации и профессиональной переподготовке среднего медицинского персонала от 11 февраля 2022 года по причине не исполнения ООО "Научно-учебный центр "Непрерывное межотраслевое образование" обязательств, предусмотренных Контрактом.
Указанный односторонний отказ был отменен Заказчиком в соответствии с ч.14 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Исполнитель заключил договор с соисполнителем - Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования "Пермский институт повышения квалификации работников здравоохранения".
В результате оказание услуг с периодом февраль - март 2022 года по Контракту были оказаны, информация об оплате и приёмке размещена на сайте ЕИС в сфере закупок.
Следующая заявка Заказчика была рассчитана на период обучения май-июнь 2022 г.
Вместе с тем, в письме от 18.05.2022 г. Исполнитель попросил Заказчика рассмотреть возможность приостановки исполнения контракта ввиду следующего.
ООО "Научно-учебный центр "Непрерывное межотраслевое образование" в настоящее время столкнулось со следующими обстоятельствами, на которые не может повлиять, но которые привели к изменению сроков исполнения контракта, а именно:
1. Стоимость перевозки пассажиров выросла на 10-12%, что влечет увеличение командировочных расходов для преподавателей и представителей;
2. Увеличение ключевой ставки ЦБ исключает использование оборотных кредитов и иных финансовых продуктов банков для реализации контракта;
Учитывая дополнительные экономический факторы, перечисленные выше, дальнейшее исполнение контракта согласно ТЗ, повлечет полную остановку деятельности ООО "НУЦ НМО", неспособность исполнять свои обязательства перед контрагентами, сотрудниками, и приведет к банкротству компании.
Ситуация осложняется еще и техническими причинами, а именно:
1. специализированная программа "myownconference", используемая обществом для обеспечения образовательного процесса, в настоящий момент не работает на территории РФ;
2. программа, разработанная для автоматического учета данных обучающихся, обработки и выгрузки сведений в Федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (ФИС ФРДО) содержит модули, которые оказались заблокированы для российских пользователей.
Перестройка производственных и бизнес-процессов займет определённое количество времени, просчитать которое в настоящий момент не представляется возможным, и потребует дополнительных затрат на их реализацию.
Таким образом, Комиссия управления делает вывод, что Исполнитель предпринимал все зависящие от него действия, направленные на исполнение контракта, уведомлял Заказчика обо всех сложностях, связанных с исполнением Контракта.
Кроме того, срок окончания оказания услуг по Контракту - 31.12.2023 г., следовательно, Исполнитель имеет возможность исполнить взятые на себя обязательства в срок, установленный Контрактом.
Комиссия обращает внимание, что в своих письменных и устных пояснениях Общество указало, что на данный момент проблемы технического характера уже устранены.
Кроме этого, Комиссия принимает во внимание, что в период с 2020 г. по настоящее время ООО НУЦ НМО было исполнено 113 Контрактов, из чего следует, что ООО НУЦ НМО добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Комиссией проанализированы условия Контракта, обстоятельства дела, а также иные представленные документы, поскольку при принятии решения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителем, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Исполнителем действий в целях его исполнения, о взаимодействии Исполнителя с представителями Заказчика. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Исполнителем предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Обществом, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "НУЦ НМО" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "НУЦ НМО" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки, нарушения ч. 13 ст. 95 Закона о закупках.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 июня 2022 г. N РНП-59-267
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2022