Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Лялякина А.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Большесосновская центральная районная больница им. Колчановой Г.Ф." (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (изв.N 0356300043522000028),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300043522000028 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку перчаток медицинских.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 06.06.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 500 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 15.06.2022 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно установлены ограничения допуска, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 30.04.2022 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Также Заявитель полагает, что установленные характеристики в Техническом задании, такие как "манжета обрезана" и "Упаковка перчаток пластиковая" ограничивает потенциальное количество участников закупки.
В письменных пояснениях Заказчик указал, что применение ограничений, установленных Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 является прямой обязанностью Заказчика в силу закона. Заказчик не устанавливает данные ограничения по своему усмотрению, а обязан устанавливать их, если закупаются товары, входящие в "Перечень отдельных видов промышленных 'товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который является Приложением к данному Постановлению Правительства. В перечень товаров, при закупке которых Заказчик обязан применять Постановление Правительства от 30.04.2020 г. N 617 включены в том числе "22.19.6 Предметы одежды и ее аксессуары из вулканизированной резины, кроме твердой резины (эбонита)". Дочерним кодом является "22.19.60 Предметы одежды и ее аксессуары из вулканизированной резины, кроме твердой резины (эбонита)", в числе которых есть код "22.19.60.110 Перчатки резиновые", подкодами которого являются:
22.19.60.111 Перчатки хирургические резиновые;
22.19.60.112 Перчатки резиновые технические;
22.19.60.113 Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые;
22.19.60.114 Перчатки резиновые хозяйственные;
22.19.60.119 Перчатки резиновые прочие;
Относительно установленного требования к обрезанной манжете (без венчика) Заказчик в письменных пояснениях указал, что для профилактики пережимания предплечья, с адгезивной полосой для препятствия скатывания и сползания перчатки в процессе продолжительных операций это и есть обоснование в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках. Применение перчаток с данной характеристикой предусмотрено пунктом 3.7 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Главным государственным санитарным врачом РФ 2 сентября 2016 г.) (далее "Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16"): "край медицинских перчаток может быть обрезан или закатан в валик. Для лучшей фиксации края манжеты может использоваться липкая полоса". Пунктом 4.2 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 определен алгоритм выбора медицинских перчаток, включающий в себя выбор перчаток по форме и способу обработки края манжеты. Пунктом 4.16 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 установлено, что форма и способ обработки края манжеты зависит от субъективных предпочтений медицинских работников. Необходимость применения хирургической перчатки без валика на практике обусловлена тем, что манжета с валиком не обеспечивает достаточную защиту от скатывания. Валик может в некоторой степени противодействовать (будучи ригидным объектом большего диаметра, чем манжета ниже валика) скатыванию, но он не защищает манжету от сползания. После тою, как при движении в лучезапястном суставе был утрачен плотный контакт валика с предплечьем (то есть, если валик был "подёрнут" вниз), валик неизбежно начинает сползать. Манжета е валиком характеризуется малой толщиной и не формирует цилиндрическое ребро жесткости (как усиленная манжета), предохраняющее от скатывания. Кроме лого, валик является объектом повышенной жёсткости и пониженной эластичности, который нс может соответствовать анатомическим особенностям предплечий хирургов. Таким образом, валик будет или умеренно, или очень выражено пережимать предплечье, либо совсем не будет (при узком предплечье) держаться на руке. Манжеты без валика отличаются усиленной толщиной (не сопоставимой, тем не менее, с толщиной валика и не представляющей, таким образом, опасности для пережимания предплечья). Кроме того, усиленная манжета без валика формирует цилиндрическое ребро жесткости, надежно удерживающееся па предплечье. Адгезивная полоска, которой дополнительно оснащена с внутренней стороны усиленная манжета без валика, является дополнительным фиксатором, удерживающим манжету па предплечье. Более того, по результатам изучения рынка Заказчиком установлено, что участниками могут быть предложены следующие аналоги по следующим позициям Технического задания:
1) GammexR Latex, Ansell Healthcare Europe NV, Малайзия Производителю "Анселл Хелскеа Юроп П.В.", Бельгия. Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/04993 от 20.12.2013.
2) Armilla. Исип Эйч Би Эм Латекс Продакшн Ко. Лтд, КНР Производитель "Исин Эйч Би Эм Латекс Продакшн Ко. Лтд", КНР. Регистрационное удостоверение N РЗН 2013/1220 от 06.12.2017 г.;
3) Перчатки хирургические SantexR РF с внутренним синтетическим покрытием и другие. Так, Заказчиком в адрес Комиссии были представлены коммерческие предложения технические паспорта на изделия.
Относительно требования к пластиковой упаковке Заказчик указал, что Национальный стандарт ГОСТ Р 52238-2004 "Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые" не ограничивает требования к упаковке перчаток. В самом ГОС Т Р 52238-2004 указано:
Надежность и правильное применение хирургических перчаток, стерилизация с последующим транспортированием и хранением не входят в область применения данного стандарта.
Требование к упаковке перчаток является функционально значимым и влияет на безопасность применения хирургических перчаток и функционально обосновано, что соответствует правилам применения КТРУ и требованиям Закона о закупках. Продукция с требуемыми характеристиками представлена на рынке не ограничено продукцией разных производителей и никакой) ограничения конкуренции в требовании к упаковке, обеспечивающей безопасное храпение и применение перчаток нет. В требовании к материалу упаковки отсутствует требование к конкретному материалу. Требуется полимерная синтетическая упаковка, а не конкретный материал упаковки.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о закупах при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о закупках.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о закупках в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о закупках федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках.
Во исполнение ст. 14 Закона о закупках Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ N 617).
В силу п. 1 ПП РФ N 617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
В п. 2 ПП РФ N 617 установлено ,что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) (далее - заявки), при условии, что на участие в закупке подано не менее 2 заявок, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о закупках предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
Согласно п. 4 ПП РФ N 617 ограничения, установленные постановлением, распространяются на товары, включенные в перечень, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Закона о закупках, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В силу с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно извещению о проведении закупки объекты закупки имеют следующие коды ОКПД2: 22.19.60.119, 22.19.60.113, 22.19.60.111.
Комиссия отмечает, что перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, утвержденный ПП РФ N 617 включает в себя товары, подпадающие под код ОКПД2 22.19.6 "Предметы одежды и ее аксессуары из вулканизированной резины, кроме твердой резины (эбонита)" (позиция N 69 перечня). Поскольку коды ОКПД2 закупаемых товаров подпадают под код ОКПД2 22.19.6, Заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о закупках, п. 4 ПП РФ N 617 установлены ограничения допуска, предусмотренные ПП РФ N 617. Надлежащее применение положений ПП РФ N 617 является обязанностью Заказчика.
Довод жалобы признан необоснованным.
Также в извещении указано, что описание объекта закупки указано в приложении N 1 "Техническое задание".
В соответствии с Техническим заданием объектом закупки является поставка медицинских перчаток. Так, в позициях N 2, 3, 8 Технического задания указано, что поставляемые перчатки должны соответствовать следующей характеристике:
N п/п |
Наименование показателя |
Значение показателя |
2 |
Манжета обрезана (без венчика) |
для профилактики пережимания предплечья, с адгезивной полосой для препятствия скатывания и сползания перчатки в процессе продолжительных операций |
3 |
Манжета обрезана (без венчика) для профилактики пережимания предплечья, с адгезивной полосой для препятствия скатывания и сползания перчатки в процессе продолжительных операций |
Наличие |
8 |
Манжета обрезана (без венчика) для профилактики пережимания предплечья, с адгезивной полосой для надежной фиксации на предплечье при продолжительных операциях |
соответствие |
Также, в позициях N 2, 3, 4, 8, 9 указано, что упаковка перчаток должна быть пластиковой.
В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения довода жалобы Комиссией в адрес производителей перчаток и официальных дистрибьюторов были сделаны запросы.
Согласно поступившему ответу ООО "Анселл Рус" перчатки производства Ansell Healthcare Europe N.V. соответствую позициям N 2,3, 8 Технического задания, в том числе имеют обрезанную манжету (без венчика) и пластиковую упаковку.
В установленный срок ответы на запрос иных производителей перчаток и официальных дистрибьюторов в адрес Комиссии не поступили.
В ходе анализа представленных Заказчиком в адрес Комиссии технических паспортов Комиссия установила, что перчатки "Armilla. Исип Эйч Би Эм Латекс Продакшн Ко. Лтд" и "SantexR РF" имеют манжету без венчика (валика).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что товары как минимум 2 производителей имеют спорную характеристику "Манжета обрезана (без венчика)"
Относительно требования к пластиковой упаковке Комиссия отмечает, что указанное требование в описании объекта закупки является наиболее удовлетворяющим потребностям Заказчика.
Таким образом, Комиссия делает вывод, что при составлении объекта закупки и его описания Заказчик руководствуется собственной потребностью для наиболее эффективного результата лечения пациентов.
При этом Заявителем жалобы не представлено доказательств, что спорным характеристикам соответствует оборудование единственного производителя.
Комиссия отмечает, что Заявитель не обеспечил явку своего представителя, Более того, Заявителем в соответствии ч. 4 ст.106 Закона о закупках не представлены доказательства в подтверждение обоснованности доводов жалобы.
Следовательно, доказательства нарушения прав и законных интересов подателя жалобы в материалах дела отсутствуют.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Лялякина А.А. на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку перчаток медицинских (изв.N 0356300043522000028) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 июня 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2022