Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - врио заместителя руководителя управления А.А. Кириллова, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - ведущий специалист - эксперт П.М. Зинкеев, ведущий специалист - эксперт О.В. Рогова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Кремешковой А.А. на действия уполномоченного органа - УМЗ и ПР Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее - уполномоченный орган), заказчика - Администрации Шушенского района (далее - заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала здания ТМК ОУ "Дудинская средняя школа N5", расположенного по адресу: г.Дудинка, ул. Спортивная,д.5" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Кремешковой А.А. на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: составление извещения об осуществлении закупки с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежала принятию к рассмотрению по существу.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление, в том числе содержащее информацию о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей подателя жалобы, заказчика, посредством интернет-видеоконференции.
Рассмотрение жалобы было назначено на 16.06.2022 г. в 12 часов 15 минут (местного времени).
До указанного времени в адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения от уполномоченного органа, заказчика. Также уполномоченным органом направлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя.
Рассмотрение жалобы проведено в режиме видеоконференцсвязи при отсутствии сторон, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы.
Из содержания жалобы следует, что установленное заказчиком требование о предоставлении в составе заявки копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, приводит к ограничению количества участников закупки.
Заказчик, уполномоченный орган не согласились с доводом жалобы на основании пояснений, изложенных в представленных письменных пояснениях.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о закупках при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);.
В силу пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии пп. "н" пункту 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Закона о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с части 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0319300003422000188 в пункте 4 Извещения установлено: "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ: Наличие у Исполнителя копии действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений или выписки из реестра лицензий на осуществление указанной деятельности (в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", с Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"), с наличием в лицензии видов работ, указанных в п. 19 Информационной карты (Приложение N 2 к извещению о проведении электронного аукциона)".
Согласно пункту 24 "Информационная карта" Приложения N2 к Извещению о проведении электронного аукциона установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (направляется участником закупки): Заявка на участие в электронном аукционе должна содержать: 2) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ:
- копия действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений или копия выписки из реестра лицензий на осуществление указанной деятельности (в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности", с Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"), с наличием в лицензии следующих видов работ:
N пп/п |
Наименование вида работ |
1 |
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ |
2 |
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ |
Исходя из положений пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию (далее - ФЗ N99).
Проанализировав объектный сметный расчет (смета) NОС-N1, Комиссией установлено, что необходимо выполнить, в том числе, следующие работы:
- Архитектурные решения на сумму 5750,481 тыс.рублей;
- Электроснабжение на сумму 626,917 тыс.рублей;
- Пожарная сигнализация на сумму 171,050 тыс.рублей;
- Вентиляция на сумму 296,448 тыс.рублей;
- Водоснабжение и водоотведение 357,878 тыс.рублей;
Вместе с тем, работы по пожарной сигнализации в совокупности составляют 24%, то есть менее 50% от общего объема работ, которые требуется выполнить.
Согласно части 1 статьи 706 ГК РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Вместе с тем, согласно положениям проекта контракта (п. 3.4, п.5.2.5) по рассматриваемой закупке Подрядчик может привлекать для выполнения работ по контракту субподрядные организации.
Таким образом, условиями контракта не запрещено привлечение иных лиц (соисполнителей) к оказанию услуг по выполнению работ по капитальному ремонту спортивного зала здания ТМК ОУ "Дудинская средняя школа N5", обладающих необходимой лицензией.
Комиссия также отмечает, что действующее законодательство не запрещает участникам, не имеющим лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, заключать договоры субподряда по осуществлению такой деятельности.
Из анализа Технического задания можно сделать вывод, что основная цель закупки - выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала здания ТМК ОУ "Дудинская средняя школа N5". Вместе с тем, заказчик, установив требование к участникам закупки об обладании лицензией на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений или копия выписки из реестра лицензий на осуществление указанной деятельности, входящие в объект закупки или копией договора подряда с лицом, обладающим такой лицензией, тем самым, ограничил право Заявителя и иных заинтересованных лиц на участие в оспариваемой закупке.
Комиссия также отмечает, в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии или копии договора подряда с лицом, обладающим такой лицензией неправомерно. Подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию, при исполнении контракта.
Таким образом, из вышеуказанных положений законодательства, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика имеется нарушение требований пункта 3 части 2 статьи 42, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В указанных действиях Заказчика имеются признаки правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ИП Кремешковой А.А. обоснованной.
2. Признать уполномоченный орган, заказчика нарушившими требования статей 42, 31 Закона о контрактной
системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о
контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в аукционную документацию.
4. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для
рассмотрения вопроса о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица уполномоченного органа, заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения
Председатель Комиссии А.А. Кириллова
Члены Комиссии П.М. Зинкеев
О.В. Рогова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 июня 2022 г. N 024/06/106-1507/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2022