Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - Врио заместителя руководителя управления А.А. Кириллова, члены Комиссии по рассмотрению жалобы -специалист-эксперт Ю.А. Самоковская, главный специалист - эксперт М.А. Романцова (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Красноярская Геоархеология" (далее - податель жалобы) на действия закупочной комиссии Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - закупочная комиссия, конкурсная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного конкурса ОК-N-4890/22 "Проведение спасательных археологических полевых работ выявленного объекта археологического наследия "Малая Минуса. Стоянка-1" при реализации проекта строительства объекта: Быстровозводимая крытая спортивная площадка в с. Малая Минуса Минусинского района" (далее - открытый конкурс), размещенного на электронной площадке ООО ЭТП ГПБ Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000122004672, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Красноярская Геоархеология" (далее - податель жалобы) на действия закупочной комиссии при проведении электронного конкурса, размещенного на электронной торговой площадке ООО ЭТП ГПБ Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000122004672.
Существо жалобы: неправомерное решение хакупочной комиссии о признании заявки подателя жалобы несоответствующей требованиям извещения.
Жалоба соответствовала требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей заказчика, подателя жалобы посредством интернет-видеоконференции.
В назначенное время к интернет-видеоконференции подключился представитель уполномоченного органа (на основании доверенности), представитель заказчика (на основании доверенности). Представитель подателя жалобы обеспечил свое участие очно (на основании доверенности). Кроме того, в рассмотрении жалобы принял участие посредством интернет-видеоконференции представитель третьего лица - победителя электронного конкурса (на основании доверенности).
Из довода жалобы следует, что закупочной комиссией неправомерно, по мнению подателя жалобы, была признана соответствующей заявка победителя конкурса и конкурсной комиссией была произведена оценка заявок ненадлежащим образом.
Заказчиком, уполномоченным органом были представлены письменные возражения на довод жалобы, из которых следует, что закупочная комиссия приняла правомерное решение.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного конкурса ОК-N-4890/22 "Проведение спасательных археологических полевых работ выявленного объекта археологического наследия "Малая Минуса. Стоянка-1" при реализации проекта строительства объекта: Быстровозводимая крытая спортивная площадка в с. Малая Минуса Минусинского района", номер извещения 0119200000122004672.
Согласно части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 указанной статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 указанной статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На момент размещения извещения дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе были установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2571).
Комиссией было установлено, что положениями извещения к участникам закупки были предъявлены дополнительные требования на основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и позиции 2 раздела 1 Приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 о наличии следующего опыта выполнения работ:
"в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" позиции 2 постановления 2571:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия;
4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)".
Анализ соответствующей позиции Постановление Правительства РФ N 2571 позволил Комиссии установить, что требования извещения коррелируются с требованиями, установленными законодателем.
Согласно Протоколу подведения итогов электронного конкурса N0119200000122004672-2 от 09.06.2022 Комиссия на основании результатов оценки вторых и третьих частей заявок на участие в закупке, приняла решение:
- присвоить первый номер заявке и признать победителем электронного конкурса ООО "ГОРСТРОЙ-15";
- присвоить второй номер заявке ООО "Красноярская Геоархеология".
Комиссия, проанализировав заявку ООО "ГОРСТРОЙ-15", установила, что в составе документов подтверждающих опыт выполнения работ ООО "Горстрой-15" были представлены следующие документы:
- муниципальный контракт N 2021.16 от 26.02.2021 на выполнение комплекса мероприятий по обеспечению сохранности объекта археологического наследия "Стоянка Афонтова гора-4" в составе объекта "Красноярск. Комплекс памятников Афонтова гора", расположенного на земельном участке, отведенном под проектирование и строительство объекта "Строительство автодороги по ул. Байкитская в границах от ул. Юбилейная до ул. Дачная" в г. Красноярске;
- дополнительное соглашение к муниципальному контракту N 34 от 25.03.2021;
- акт сдачи-приемки выполненных работ N 116 от 08.10.2021.
При этом ООО "Гострой-15" не было представлено в составе приложенных документов, подтверждающих опыт участника, акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что из Постановления Правительства РФ N 2571 следует, что опыт может быть подтвержден только при предоставлении всех документов, которые установлены законодателем за исключением случаев, когда содержится указание "за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности", как, например, в случае с документом "разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию". В отношении документа "акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия" законодателем не предусмотрено указаний о том, что он может быть представлен только в исключительных случаях.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в качестве подтверждения наличия опыта работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов может быть представлен только такой исполненный договор на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при котором подписываются: акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (то есть подписываются два вышеназванных акта).
Положения извещения о проведении рассматриваемой закупки и Постановления Правительства РФ N 2571 не дают закупочной комиссии правовых оснований признавать заявку участника соответствующей, если такая заявка не содержит всех безальтернативно требующихся документов.
Однако, поскольку заявка ООО "Гострой-15" закупочной комиссией не была отклонена ввиду непредставления всех требующихся извещением документов, Комиссия приходит к выводу, что действия закупочной комиссии нарушают требования
Ввиду изложенного Комиссия приходит к выводу, что закупочной Комиссией нарушены требования части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, а довод жалобы, касающийся признания заявки победителя закупки советующей требованиям извещения является обоснованным.
Кроме того, Комиссия, проанализировав заявку второго участника закупки (ООО "Красноярская Геоархеология") установила, что в составе поданной ООО "Красноярская Геоархеология" заявки, в подтверждение соответствия как участника закупки дополнительным требованиям, в части опыта выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия (поз. 2 раздела I. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия ПП N 2571), были предоставлены документы:
- государственный контракт N 65/17 от 16.06.2021 на выполнение всего комплекса аварийно-спасательных археологических работ на территории выявленного объекта археологического наследия "Красноярск. Стоянка Афонтова гора - 5", входящего в состав комплекса памятников археологии "Афонтова гора" при строительстве объекта "Строительство автодороги в створе ул. Волочаевская от ул. Дубровинского до ул. Копылова" в г. Красноярске. I этап строительства";
- акт N 1 выполненных работ по контракту N 65/17 от 16.06.2021, подтверждающий цену выполненных работ, на сумму 9 500 000, 00 руб.;
- акт N 1 приёмки выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 06.07.2018.
При этом акт приемки выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 06.07.2018, подписан тремя сторонами, что соответствует форме, утвержденной приказом Министерства культуры РФ от 25.06.2015 N 1840.
Таким образом, учитывая, что вторым участником в качестве подтверждения опыта представлен контракт на работы аналогичные работам, которые выполнял победитель закупки в рамках представленного им контракта, и в рамках контракта второго участника акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия подписывался, Комиссия не может прийти к выводу, что по завершении работ, которые выполнял победитель закупки в представленном им контракте, не имелось возможности подписать акт приемки выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия. Тот факт, что указанного не требовал сам контракт, является решением исключительно сторон такого контракта.
Согласно подпункту б пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Из Протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме следует, что заявке подателя жалобы присвоена оценка по каждому из критериев.
При этом из части 6 статьи 106 Закона о контрактной системы следует, рассмотрение контрольным органом жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки) и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений (квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации).
Таким образом, Комиссия не правомочна давать оценку действиям конкурсной комиссии, связанным с результатом оценки заявок на участие в конкурсе по вышеуказанным критериям (связанным с присвоением конкретной итоговой оценки), при этом Комиссия не установила в действиях конкурсной комиссии и заказчика нарушений требований части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе, в том числе не установила, что конкурсная комиссия неправомерно не приняла к оценке какой-либо документ, представленный в составе заявки подателя жалобы.
Из части 12 статьи 99 Закона о контрактной системе следует, что результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Ввиду изложенного Комиссия, рассмотрев второй довод жалобы в пределах своих полномочий, признает такой довод жалобы, как необоснованный.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Красноярская Геоархеология" частично обоснованной;
2. Признать конкурсную комиссию нарушившей требования статьи 48 Закона о контрактной системе;
3. Конкурсной комиссии, заказчику:
- отменить протокол подведения итогов определения поставщика;
- разместить в единой информационной системе информацию об отмене протокола подведения итогов
определения поставщика;
4. Конкурсной комиссии повторно рассмотреть заявки участников закупки;
5. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении членов конкурсной комиссии.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.А. Кириллова
Члены Комиссии Ю.А. Самоковская
М.А. Романцова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 июня 2022 г. N 024/06/105-1553/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2022