Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя МКУ администрации Вятскополянского района Кировской области по доверенности от 01.07.2021 г.,
- представителя ООО "Липовое" по доверенности от 10.02.2022 г.,
рассмотрев материалы внеплановой проверки N 043/06/99-373/2022,
У С Т А Н О В И Л А:
07.06.2022 года в Кировское УФАС России поступило обращение ООО "Липовое" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - МКУ администрация Вятскополянского района Кировской области при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0140300014922000012).
Заявитель сообщает, что заявка победителя электронного аукциона необоснованно допущена Заказчиком к участию в аукционе в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку предлагаемая победителем закупки квартира не имеет центральное водоотведение. В соответствии с технической документацией многоквартирного дома по предложенному победителем адресу очистка водоотведения производится в выгребные ямы для жидких бытовых отходов, в связи с чем Заказчик должен был отклонить заявку победителя закупки, поскольку он указал недостоверные сведения.
В соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе Заказчику, Заявителю и победителю электронного аукциона (ИП) направлено уведомление о дате и времени рассмотрения материалов внеплановой проверки. Рассмотрение материалов внеплановой проверки назначалось на 16.06.2022 г., стороны извещены по адресам электронной почты.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении материалов внеплановой проверки, сообщил, что в рамках временного отрезка, предусмотренного на рассмотрение заявок участников, комиссия по осуществлению закупок проанализировала заявку на предмет соответствия техническому заданию и признала заявку ИП соответствующей требованиям. Считает, что в действиях комиссии отсутствует нарушение Закона о контрактной системе в части необоснованного признания заявки ИП соответствующей требованиям.
Представитель Заявителя при рассмотрении материалов внеплановой проверки поддержал доводы, указанные в обращении, просит признать в действиях Заказчика нарушение требований Закона о контрактной системе. Указал, что ответ на запрос о разъяснении протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен Заказчиком на электронной площадке с нарушением установленного срока.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
18.05.2022 года в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Начальная (максимальная) цена контракта - 705 510,00 рублей.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуется жилое помещение (квартира), к которому установлены требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) жилого помещения, в том числе жилое помещение оборудовано внутриквартирными сетями центрального водоотведения (канализации).
1. Относительно довода о необоснованном допуске заявки ИП, установлено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч. 2 ст. 49 Закона о контрактной системе участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
Согласно п.п "а" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В силу ч. 5 ст. 43 Закон о контрактной системе подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
Согласно ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
На участие в электронном аукционе подано 2 ценовых предложений от Участников закупки.
В соответствии с требованиями ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлены основания для отклонения заявок на участие в закупке.
В силу п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно представленной Заказчиком в материалы внеплановой проверки заявке индивидуального предпринимателя, победителем электронного аукциона предложен объект закупки с указанием характеристик предлагаемого товара, в том числе содержащее характеристику об оборудовании жилого помещения внутриквартирными сетями центрального водоотведения (канализации).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.05.2022 NИЭА1 комиссия по осуществлению закупок приняла решение о признании поданных заявок N 3 (ИП) и N 1 (Заявитель) соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и требованиям извещения о проведении закупки.
Представитель Заявителя пояснил, что 31.05.2022 года ООО "Липовое" в адрес Заказчика направило запрос о даче разъяснения электронной закупки, который содержит информацию об отсутствии в предлагаемом ИП многоквартирном доме центрального водоотведения, что подтверждается справкой от управляющей компании "Жилье".
Вместе с тем, на момент принятия комиссией по осуществлению закупок решения о соответствии заявки требованиям извещения о проведении закупки какой-либо информацией, подтверждающей недостоверность представленных участником документов, комиссия не располагала.
Предоставленное Заказчику право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений свидетельствует о том, что располагать такой информацией заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения, причем располагать именно доказательствами такой недостоверности, но не руководствоваться предположениями.
Кроме того, частью 1 статьи 46 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в отношении заявки, поданной таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Таким образом, представленные в заявке N 3 документы соответствуют условиям Технического задания, в связи с чем в действиях комиссии по осуществлению закупок Заказчика, признавшей заявку соответствующей, отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
2. Относительно довода о нарушении срока размещения на электронной площадке ответа на запрос о разъяснении протокола подведения итогов, установлено следующее.
В силу ч. 8 ст. 49 Закона о контрактной системе направление (при необходимости) участником закупки, принимавшим участие в закупке, запроса о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении заявки такого участника закупки, и направление такому участнику соответствующих разъяснений осуществляются в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 18 ст. 49 Закона о контрактной системе участник закупки, принимавший участие в закупке, после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее даты заключения контракта вправе направить оператору электронной площадки с использованием электронной площадки запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в таком протоколе в отношении заявки такого участника закупки. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик направляет соответствующие разъяснения оператору электронной площадки. Не позднее одного часа с момента поступления таких разъяснений они направляются оператором электронной площадки с использованием электронной площадки участнику закупки, направившему запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
31.05.2022 г. ООО "Липовое" направило в адрес Заказчика запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.05.2022 NИЭА1.
09.06.2022 г. Заказчик направил разъяснения N 1591-02-23, в которых указано на соответствие заявки ООО "Липовое" требованиям извещения об осуществлении закупки, дача разъяснений в отношении заявок других участников закупки Законом о контрактной системе не предусмотрена.
В отношении ответа на запрос о разъяснении протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) представитель Заказчика пояснил, что ответ был размещен на электронной площадке 09.06.2022 г.
Таким образом, согласно ч. 18 ст. 48 Закона о контрактной системе разъяснения информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должны быть направлены Заказчиком оператору электронной площадки не позднее 02.06.2022 г., однако, в нарушение требований Закона о контрактной системе разъяснения N 1591-02-23 направлены Заказчиком только 09.06.2022 г.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок 07.06.2022 г. между Заказчиком и индивидуальным предпринимателем заключен муниципальный контракт 0140300014922000012-01, в связи с чем предписание об устранении допущенного нарушения не выдается.
Вместе с тем, в силу п.п. "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях МКУ администрация Вятскополянского района Кировской области нарушение ч. 18 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (извещение N 0140300014922000012).
2. Предписание об устранении допущенного нарушения Заказчику не выдавать.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 16 июня 2022 г. N 043/06/99-521/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2022