Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
В присутствии (ВКС):
- представителя КОГКБУЗ "Центр онкологии и медицинской радиологии", по доверенности,
- представителей ООО "Группа Индустрия", на основании доверенности,
- представителя ООО "Новотон", по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Группа Индустрия",
У С Т А Н О В И Л А:
10.06.2022 г. в Кировское УФАС России через ЕИС поступила жалоба ООО "Группа Индустрия" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Центр онкологии и медицинской радиологии" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Дозиметрическая аппаратура) (номер извещения 0340200003322006210). Уполномоченным учреждением, размещающим закупку, является КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель в жалобе сообщает, что Заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), считает, что всей совокупности технических характеристик, установленных заказчиком в описании объекта закупки, в том числе по пределам сканирования водного фантома с модульным механизмом 3-х мерного сканирования с регулировкой уровня сканирующего механизма независимо от уровня фантома, совместимости поставляемого оборудования, соответствие требованиям МЭК 731 к референсному дозиметру, а также наличия "Блок детекторов для ежедневной проверки качества пучков, совместимый с имеющимся у заказчика оборудованием производства "Sun Nuclear" и "IBA Dosimetry" соответствует товар одного конкретного производителя - "IBA Dosimetry". Заявитель также указывает на нарушение Заказчиком требований ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с формированием технического задания под одного производителя.
Рассмотрение жалобы назначалось на 17.06.2022 года, откладывалось на 20.06.2022 года. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. Уполномоченное учреждение явку представителя не обеспечило, направило ходатайство, сообщив, что не принимает участие в разработке технического задания.
Представители Заявителя при рассмотрении жалобы подтвердили доводы, изложенные в ней.
Заказчик направил письменные пояснения, которые при рассмотрении подтвердил представитель, сообщив, что при подготовке технического задания проводился анализ технических параметров дозиметрического оборудования различных производителей - требуемое дозиметрическое оборудование выпускают четыре компании в мире: IBA Dosimetry, Sun Nuclear, PTW, Standard Imaging. Пояснил, что пределам сканирования "водного фантома с модульным механизмом 3-х мерного сканирования с регулировкой уровня сканирующего механизма независимо от уровня фантома" соответствует товар 3 из 4 производителей
Также сообщил, что у Заказчика имеется 2 водных фантома производства IBA Dosimetry с пределами сканирования 480x480x410 мм, а также блок детекторов Sun Nuclear, приобретенные ранее. Нижний диапазон глубины сканирования 410 мм выбран исходя из клинической потребности. Глубина сканирования (Предел сканирования по оси Z) является важным параметром при измерении процентной глубинной дозы, которая характеризует проникающую способность излучения на определенную глубину, что важно для точного расчета плана облучения, особенно для тучных пациентов. Также глубина сканирования важна для измерений и проверки области полутени пучка излучения на больших полях при больших глубинах, что важно при оценке вклада рассеянного излучения при облучении большими полями.
Заказчик также уточнил, что требование заказчика о совместимости с имеющимся оборудованием производства "Sun Nuclear" и "IBA Dosimetry" относится к блоку детекторов для ежедневной проверки качества пучков, и не относится к водному фантому и глубине сканирования. Таким образом, любым участником закупки, в том числе и заявителем по жалобе могла быть предложена любая комбинация оборудования различных производителей, отвечающая всем требованиям Заказчика.
Блок детекторов проводит измерения отдельных параметров пучка, программное обеспечение блока детекторов позволяет проводить экспорт данных в виде файла. Требование о совместимости подразумевает возможность открытия данного файла с результатами измерений для их просмотра на программном обеспечении IBA Dosimetry и Sun Nuclear, имеющихся у Заказчика.
Считает, что Заказчиком соблюдены требования ст. 33 Закона о контрактной системе в части описания предмета закупки, установления минимальных и максимальных значений параметров, а также указание товарного знака без слов "или эквивалент" ввиду необходимости совмещения поставляемого и имеющегося у Заказчика оборудования.
Представитель Победителя подтвердил, что поставка товара с заявленными характеристиками будет осуществлена по условиям заключенного контракта.
Изучив представленные документы, заслушав Заявителя, пояснения Заказчика, Победителя Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
31.05.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322006210 о проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Дозиметрическая аппаратура). Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 19 980 000,00 руб. Окончание срока подачи заявок - 10.06.2022 года в 9-00 ч.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуется дозиметрическая аппаратура, в том числе со следующими спорными характеристиками:
Наименование товара, единица измерения, количество товара, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки* |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения) ** |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Требования заказчика к указанию минимальных и (или) максимальных значений характеристик товара участником закупки*** |
Дозиметрическая аппаратура
1 шт. |
Водный фантом с модульным механизмом 3-х мерного сканирования с регулировкой уровня сканирующего механизма независимо от уровня фантома |
|
|
|
|
Пределы сканирования (X, Y, Z), мм |
не менее 480x480x410 |
Одно значение или несколько значений |
|
|
Объем водного фантома, м |
не менее 195 |
Одно значение или несколько значений |
|
Резервуар для хранения воды |
|
|
|
|
|
Объем резервуара для хранения воды, л |
не менее 200 |
Одно значение или несколько значений |
|
Совместимость поставляемого оборудования с имеющимся в лечебном учреждении управляющим программным обеспечением анализотора дозного поля Blue Phantom (IBA Dosimetry, Германия) версии myQA |
|
|
|
|
Соответствие требованиям МЭК-731 к референсному дозиметру |
|
|
|
|
Блок детекторов для ежедневной проверки качества пучков, совместимый с имеющимся у заказчика оборудованием производства "Sun Nuclear" и "IBA Dosimetry" |
|
|
|
|
|
|
|
|
* Участник закупки не вправе изменять характеристики товара и (или) их значения или выходить за пределы их допустимых значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
** Участник закупки указывает характеристики товара, значения которых установлены в рамках их минимальных и (или) максимальных значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
*** Участник закупки указывает следующие значения или диапазонные значения характеристик товара:
"Одно значение или несколько значений" - участник закупки указывает одно значение или несколько значений из установленного диапазона, допускается диапазон значений;
"Диапазонное значение" - участник закупки указывает диапазон значений (минимальное и максимальное значения) в рамках допустимых пределов.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
В соответствии с п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В этой связи включение в Техническое задание условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
В ходе рассмотрения представитель Заказчика дополнительно сообщил, что совместимость поставляемого оборудования с имеющимся в лечебном учреждении управляющим программным обеспечением анализотора дозного поля Blue Phantom (IBA Dosimetry, Германия) версии myQA установлен заказчиком по причине того, что в КОГКБУЗ ''Центр онкологии и медицинской радиологии'' имеется и используется данное оборудование (Государственный контракт N03402000033200058310001 от 20.06.2020) для обеспечения единства процесса дозиметрических измерений и анализа дозиметрических данных на 4-х линейных ускорителях* (*Государственный контракт: N03402000033190080790002 от 05.08.2019; Государственный контракт N 03402000033190167400001 от 28.12.2019; Государственный контракт N 03402000033210029470001 от 21.04.2021; Государственный контракт: N03402000033220017060001 от 15.04.2022) требуется обеспечение совместимости поставляемого оборудования с уже имеющимся программным обеспечением myQA производства IBA Dosimetry.
Блок детекторов проводит измерения определенных параметров пучка, программное обеспечение блока детекторов позволяет проводить экспорт данных в виде файла. Требование о совместимости подразумевает возможность открытия данного файла с результатами измерений для их просмотра на программном обеспечении IBA Dosimetry и Sun Nuclear, имеющихся у Заказчика.
Таким образом, Заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности.
Таким образом, заказчик включил в техническое задание требования, которые могут обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, необходимого для заказчика, следовательно, техническая часть документации составлена Заказчиком в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
При подготовке аукционной документации Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки, отсутствия потребностей в приобретении товара с указанными характеристиками.
Довод Заявителя не обоснован.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Группа Индустрия" на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Центр онкологии и медицинской радиологии" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (Дозиметрическая аппаратура) (номер извещения 0340200003322006210).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 20 июня 2022 г. N 043/06/106-530/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.06.2022