Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
В присутствии (ВКС):
представителя КОГКБУЗ "Центр онкологии и медицинской радиологии", по доверенности,
представителя ООО "Сибмер", на основании доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Сибмер",
У С Т А Н О В И Л А:
17.06.2022 г. в Кировское УФАС России через ЕИС поступила жалоба ООО "Сибмер" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Центр онкологии и медицинской радиологи" при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования с заменой запасных частей (номер извещения 0340200003322006382). Уполномоченным учреждением, размещающим закупку, является КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель сообщает, заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), выразившиеся в объединении в один лот различных медицинских изделий - терапевическое и диагностическое (аппарат брахитерапии "Гама терапевтический аппарат Агат-ВТ", гамма-камера "Symbia Evo Excel"), подходящими под разные виды лицензируемой деятельности. Заявитель также указывает на нарушение Заказчиком требований ч. 3 ст. 17 ФЗ N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Рассмотрение жалобы назначено на 23.06.2022 года. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Уполномоченное учреждение явку представителя не обеспечило, направило ходатайство, сообщив, что не принимает участие в разработке технического задания.
Представитель Заявителя при рассмотрении жалобы подтвердил доводы, изложенные в ней. Дополнительно представитель сообщил о необходимости указания в закупке наличия трех лицензий, в том числе лицензии Роспотребнадзора РФ. Ввиду наличия в аппаратах источников ионизирующих излучений. Документов, обосновывающих свою позицию, представлено не было.
Заказчик направил письменные пояснения, которые при рассмотрении подтвердил представитель, сообщив, что в соответствии с Приложением N 1 к Положению о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129 (далее - Приложением N 1 к Положению о лицензировании) выделена конкретная группа медицинских изделий, относящихся к классу 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма-терапевтического оборудования и эмиссионной томографии).
Заказчик сообщил, что предметом закупки является техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования с заменой запасных частей, а именно гамма-диагностического оборудования (Однофотонный эмиссионный компьютерный томограф Symbia Evo) и гамма-терапевтического оборудования (Комплекс компьютеризированный контактной внутриполостной и внутритканевой гамма-терапии злокачественных опухолей радионуклидами 60Со, 192Ir, 75Se с возможностью рентгенотелевизионного контроля эндостатов и источников излучения "АГАТ-ВТ-20/40"). К участникам предъявляются одинаковые требования к обслуживанию данных медицинских изделий по наличию лицензии. Кроме того, в лицензиях отсутствует информация по видам обслуживаемых аппаратов: диагностических или терапевтических.
Также пояснил, что закупка товаров единым лотом не является нарушением Закона о контрактной системе, так как указанные медицинские изделия связаны единым технологическим лечебным процессом. Оказываемые услуги относятся к одному виду, соответствуют указанному в ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе перечню и имеют единый ОКПД2 33.13.
Кроме того, Заказчик сообщил, что отсуствие у участников возможности оказать услуги не означает, что их права нарушены или ограничена конкуренция. Условиями контракта Заказчик не запрещает привлекать соисполнителей. При формировании НМЦК были получены ценовые предложения от 3 потенциальных участников, соответствующих требованиям Заказчика. Кроме того, в аукцине приняли участие 3 участника, соотвествующие заявленным требованиям. Считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
03.06.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322006382 о проведении электронного аукциона на техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования с заменой запасных частей. Начальная (максимальная) цена контракта: 17000000,00 рублей. Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги: 7772726,00 рублей. Код ОКПД 2 - 33.13.12.000.
Техническим задание Заказчиком определен перечень медицинского оборудования (далее - МО), передаваемого на техническое обслуживание (далее - ТО) и ремонт с перечнем видов работ с указанным оборудованием:
N п/п |
Наименование оборудования |
Серийный номер |
Год выпуска |
1. |
АППАРАТ БРАХИТЕРАПИИ (Единый комплекс оборудования для лучевой терапии пациента на базе установки аппарата брахитерапии): Комплекс компьютеризированный контактной внутриполостной и внутритканевой гамма-терапии злокачественных опухолей радионуклидами 60Со, 192Ir, 75Se с возможностью рентгенотелевизионного контроля эндостатов и источников излучения "АГАТ-ВТ-20/40" по ТУ 9444-001-08625082-2003 - далее аппарат брахитерапии "Гамма-терапевтический аппарат Агат-ВТ" |
26 |
2019 |
2. |
ГАММА-КАМЕРА: Однофотонный эмиссионный компьютерный томограф Symbia Evo с принадлежностями вариант исполнения "Symbia Evo Excel" далее - гамма-камера "Symbia Evo Excel" |
1541 |
2020 |
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Из части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Статьей 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлен перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия.
В силу пункта 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники является лицензируемой.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, подлежит лицензированию деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2129 утверждено новое Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) (вступило в силу с 1 марта 2022 г.).
Как следует из названного Положения, лицензируемая деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий представляет собой периодическое и внеплановое техническое диагностирование, восстановление работоспособности, монтаж и наладку медицинских изделий из групп по классам потенциального риска применения, предусмотренных приложением N 1 к настоящему Положению, для которых указанные работы предусмотрены нормативной, технической или эксплуатационной документацией производителя. В рассматриваемом Положении выделена конкретная группа медицинских изделий относящихся к классу 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма-терапевтического оборудования и эмиссионной томографии), к которым относится оборудование Заказчика.
Объектом рассматриваемой закупки является техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования с заменой запасных частей.
Согласно п. 5.1 "Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ" дополнительной информации к извещению закупки участник должен представить:
1) копия выписки из реестра лицензий или копия лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники
В части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники:
-контроль технического состояния медицинской техники
-периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
- ремонт медицинской техники
или
копия лицензии на деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения)
Техническое обслуживание групп медицинских изделий (кроме программного обеспечения, являющегося медицинским изделием) класса 2б потенциального риска применения:
- радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма-терапевтического оборудования и эмиссионной томографии).
2) копия выписки из реестра лицензий или копия лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на:
эксплуатацию радиационного источника (объекты, на которых или в отношении которых осуществляется деятельность: не относящиеся к ядерным установкам аппараты, в которых содержатся радиоактивные вещества) в части выполнения работ и предоставления услуг в области атомной энергии.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Из пояснений Заказчика также установлено, что к обслуживанию медицинских изделий, которые являются предметом закупки, предъявляются одинаковые требования к наличию лицензий, не подразделяющихся на терапевтические и диагностические, оборудование имеет единый код ОКПД2, относится к классу опасности 2б потенциального риска. Также пояснила, что наличие лицензии Роспотребнадзора РФ не требуется в связи с тем, что оборудование не содержит генерирующих источников ионизирующего излучения
Кроме того, на участие в закупке было подано 3 заявки, по результатам конкурентных торгов был выявлен Победитель.
В силу статьи 106 Закона о контрактной системе, регламентирующей порядок подачи жалобы в контрольный орган в сфере закупок, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенной нормы следует, что на лицо, подавшее жалобу, возлагается обязанность по доказыванию обоснованности ее доводов с предоставлением соответствующих документов.
Вместе с тем, податель жалобы доказательств обоснованности доводов жалобы, в частности, доказательств того, что Заказчиком должна быть указана лицензия Роспотребнадзора РФ, наличие лицензий на терапевтическое и диагностическое оборудование, не представил.
Кроме того, податель жалобы не привел каких-либо доводов в отношении ущемления его прав и законных интересов в связи с отсутствием рассматриваемых требований в документации об электронном аукционе. Заявитель не был ограничен в возможности подать заявку на участие в закупке, участвовать в электронном аукционе, стать победителем закупки, предложив наименьшую цену контракта.
При указанных обстоятельствах Комиссия Управления не находит нарушения в рассматриваемых положениях документации о закупке.
Довод Заявителя не обоснован.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Сибмер" на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Центр онкологии и медицинской радиологии" при проведении электронного аукциона на техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования с заменой запасных частей (номер извещения 0340200003322006382).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 23 июня 2022 г. N 043/06/106-559/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2022